Грузинский танец

«Народные пляски Грузии поражают своей грацией, благородством движений, темпераментностью, плавностью и легкостью. В них выражен дух грузинского народа. Солнце Грузии, ее горы, ее плодородные нивы, ее леса и сады — все богатство и разнообразие ее чудесной природы можно почувствовать в народном грузинском танце» (В. Чабукиани. «Народные танцы в балете»).

Грузинские танцы очень разнообразны: это ритуальные, и бытовые, и обрядовые, и воинской доблести, танцы-рассказы о труде, городские и сельские комические бытовые зарисовки. В грузинских танцах наряду с массовыми композициями, в которых активно проявляется соревновательное начало между отдельными исполнителями-мужчинами, демонстрирующими пальцевую технику, прыжки и вращения, есть и сольные композиции.

Наиболее популярным и любимым в Грузии является танец «Картули», который смело можно назвать поэмой, так возвышенно воспеваются в нем взаимоотношения между танцующими. Это удивительный, благородный образец отношения мужчины к женщине: во время танца он не имеет права касаться женщины, но постоянно наблюдает за ней, не упуская ни малейшего движения с ее стороны. А она, «стремительная, как лань, с высоко поднятой головой и опущенными глазами», — воплощение горделивой скромности и целомудрия.

В исполнении женщин отдельные движения, повороты корпуса, переводы рук из одного положения в другое удивительно плавны и пластичны. Корпус слегка наклонен вперед, а руки немного отведены назад. Благодаря этому создается образ скользящего по глади вод лебедя.

Мужской грузинский танец резко контрастирует с женским. Осторожные шаги женщин в танце в ответ на небольшие и резкие скользящие шаги мужчин, большое количество движений на месте с подскоками и поворотами — все это в своей основе связано со спецификой местности обитания людей. Суровый ландшафт вместе с множеством камней и под ногами создали необычайно интересную технику грузинских танцев, технику неповторимую, сложную и поэтому удивительно привлекательную.

Песенное творчество в Грузии отличается высоким уровнем исполнительского мастерства поющих, поэтому народные танцы часто исполнялись в сопровождении хорового пения. Темп танца поддерживают хлопки в ладоши — резкие и стаккатирующие, которые определяют не только темп, но и сам характер танца, его лирические и героические стороны. Надо сказать, что хлопки в грузинских танцах не такие широкие и размашистые, как в русских и украинских, при его исполнении руки находятся близко друг от друга.