Хочу и воспитание

Если отбросить многочисленные нюансы, то можно сказать, что весь процесс воспитания концентрируется вокруг удовлетворения или отказа в «хочу». Из «хочу» рождается не только «можно» или «нельзя», но и такое важное понятие, как надо».

Развитие личности очень во многом зависит от того, каким образом родители удовлетворяют либо не удовлетворяют «хочу», каким образом прививают понятие «надо».

От методов разрешения проблемы «хочу» от первого года жизни до пяти лет, чаще всего зависит, каким вырастет человек, здесь же, как правило, кроются и корни невроза.

Именно «хочу» и «не хочу» должно особо тщательно анализироваться родителями, и в зависимости от справедливости требований удовлетворяться либо нет. Часто бывают ситуации, когда ребенок не хочет есть, а его насильно кормят, не хочет одеваться – заставляют. Сначала он сопротивляется, но под силу ли малышу справится со взрослыми? Если властные родители совсем не считаются с желанием ребенка, они, конечно, воспитают понятие «надо», да только оно будет базироваться на страхе перед насилием. У одних это понятие будет вызвать агрессивный протест, у других - пассивное неприятие. Нельзя подавлять достоинство ребенка, его самостоятельность, активность.

Если все время идти на поводу у ребенка, он не будет признавать никаких ограничений, «нельзя» и «надо» станут для него абстрактными понятиями, а это страшно, когда человек в жизни руководствуется только «хочу».
Процесс воспитания требует тонкости, умения балансировать на грани. Если справедливое «хочу» ребенка будет удовлетворяться, то он скорее поймет разумность и необходимость «надо». Сначала бессознательно, а потом и совершенно осознанно. Самостоятельность ребенка стает проявляться не в достижение, во что бы то ни стало, запретного «хочу», а в преодолении «хочу», если «надо». И еще один момент, в требованиях взрослых не должно быть разногласий в отношении того, что можно, а что нельзя.

Недопустимо, если мама категорически запрещает, а бабушка разрешает исподтишка.

Конечно, родители тоже люди, и всем свойственны и ошибки, и не обдуманные действия. Это нормально. Главное условие воспитания – уважение к маленькому человеку, признание его прав и достоинства. Исходя из такого принципа воспитания, вы найдете ту самую четкую грань, придерживаясь которой, сможете воспитать гармоничного и уверенного в себе человека.