Интроекция

Всем привет! В одной из прошлых статей мы говорили о таком феномене, как проекции. Сегодня же предлагаю разобрать интроекции.

Если мы посмотрим на название, то нам покажется, что это противоположность проекции. На самом же деле нет. Более того, интроекция и проекция работают в паре: интроекция первична, после происходит проекция.

Интроекция - это полное усвоение индивидуумом установок от другого значимого индивидуума без осмысления самого этого процесса.

Интроекция является психологической защитой, спасающей психику от разного рода тревожностей. Как и любая другая психологическая защита, интроекция мешает индивиду увидеть мир, реальность без искажений. Интроекция без процесса идентификации является губительной для личностного роста. Но в тоже время, без интроекции человек не может встроиться в социум. Таким образом, интроекция может быть и полезна, и губительна.

Первые важные интроекты человек получает в детстве. По сути своей, это установки от родителей или значимых близких о том, как в обществе можно жить, а как не стоит. Что можно делать, а что нельзя. К семи годам интроекты формируются в так называемое Супер эго или совесть. Интроекты могут быть как оправданы, так и нет. Пример оправданных интроектов: со спичками следует быть осторожным, не стоит выходить на лед по весне, не нужно кидаться с кулаками, когда злишься, при встрече следует здороваться и так далее.

То есть суть этого процесса в том, что ребенок получает установки, которые не проверяет опытом, потому что верит родителям абсолютно. Таких интроектов огромное множество в жизни малыша. Он еще не готов их переработать - осознать, переварить и понять, подходят они ему или нет. Имеют эти интроекты смысл или нет. В тоже время, без таких интроектов он мог бы навредить себе, покалечить себя. Поэтому такие интроекты, а также некоторые, объясняющие правила поведения в социуме, однозначно полезны.

Но каждый родитель в своем детстве впитал свои интроекты от своих родителей. А потом без критического осмысления проецирует их на окружение, в том числе на детей. Примеры отрицательных интроектов: нужно съесть все, что на тарелке, важно питаться по расписанию, взрослые умнее детей, должен слушаться старших, не перечь старшим, не влезай в разговор старших, нужно обязательно делиться игрушками, нельзя плакать, когда расстроен (особенно касается мальчиков), нельзя проявлять злость, когда злишься и тд. Такие интроекты ребенок так же впитывает с верой, что это истина в последней инстанции. Родителю важно быть предельно внимательным к тому, что он транслирует ребенку, какой интроек проецирует на него, чтобы не допустить конформности личности, когда ребенок повзрослеет.

В природе все сделано не зря. Подростковый период, характеризующийся бунтом, отказом от всего, что человек знал, является периодом очень важным. Именно в этот момент у подростка происходит переоценка полученных ранее установок, их опробирование и перенесение в опыт с критической оценкой результата их действия. Иными словами, ребенок проверяет, что из полученных установок действительно для него важно, а что ценности не несет. Вы можете обнаружить, что он любит специи, хотя вы втолковывали ему о вреде специй; ненавидит математику и обожает рисовать, вдруг связывая дальнейшую жизнь именно с ремеслом художника, хотя вы математик в третьем поколении и надеялись на продолжение семейного дела. Или что он не терпим к тем старшим или пожилым людям, которые не признают в нем личность, и соответственно, не уважают его.

Подростковый период с его бунтом - это норма, а не отклонение. Как поладить с бунтующим подростком, я напишу в другой статье. А сейчас вернемся к интроекциям.

Помимо нормы встречается и не норма. Не норма - когда человек принимает чужые установки, никак их не перерабатывает и живет по ним, как по заветам. Человека с не переработанными установками можно узнать по словам "должен", "обязан", "надо", "следует", хотя, если спросить такого человека, кому он должен, он несколько затруднится с ответом.

Интроекции принимаются не только в детстве. Бывают и во взрослом возрасте. Например, мой случай интроекций, когда моей новорожденной малышке поставили диагноз атопический дерматит. Врач назвала это аллергией и назначила специальную диету, исключающую едва ли не все. Впоследствии я нашла нужного врача и разобралась, но полгода из-за моих интроекций (установок, которые я переняла от врача, не перепроверяя информацию), ребенок ужасно мучалась. А оказалось, что аллергия тут и вовсе не причем, и лечить атопический дерматит нужно не диетами.

В описанном выше случаи интроекции однозначно вредят. Такие интроекции мы можем встретить повсюду: бюрократия по-моему вся строится на интроекциях (любители бумажек любят говорить "так положено", не вдаваясь в каждую конкретную ситуацию, из-за чего нередко случаются глупые или даже жестокие ситуации. Яркий пример, когда молодая мама подает документы на материальную помощь. Ее просят подготовить и принести целую кипу разных документов, а когда она их приносит, вдруг обнаруживается, что ей выплаты не положены).

Важный вопрос, на который следует ответить: "почему вообще во взрослой жизни возможны интроекции?". Без интроекций всю входящую информацию: установки, нормы и правила, необходимо подвергать критике. С одной стороны, это энергозатратно. С другой стороны, человек, не познакомившийся с самим собой, без интроекций может ощущать растерянность или даже потерю почвы под ногами. Интроекции, свод правил, усвоенный полностью без ассимилирования, защищает психику от тревог в ситуациях, когда необходимо делать выбор. Т е каждый день, постоянно. Вместо того, чтобы делать осознанный выбор, ориентируясь на свои предпочтения, человек следует чужим правилам, принятым за свои.

Интроекции мешают личностному росту. Ведь чтобы он произошел, индивиду необходимо развиваться. А какое может быть развитие, если человек ничего о себе не знает. Люди, живущие по интроекциям, плохо себя понимают, не умеют разобраться, что для них хорошо, а что плохо, плохо осознают свои эмоции, могут путаться в чувствах, запрещать себе какие-то чувства или эмоции. В сложных ситуациях они часто спрашивают у других мнения, с тем, чтобы найти нужный, удобный интроект. Как правило, таким интроектом становиться мнение большинства.

Самостоятельно разобраться, где есть интроект, а где истинное "Я" сложно, так как интроект становится частью личности. Многие психологи сравнивают интроект с паразитом: живя внутри и диктуя свои правила, он, тем не менее, является объектом чужеродным. Но воспринимается как свое, родное. Чтобы научиться отделять интроекты от своей личности, важно регулярно, по каждому поводу задавать себе вопросы: "Я точно этого хочу или действую так, потому что это удобно кому-то?", "Что я сейчас чувствую? Это точно, что я чувствую, или я считаю, что так НАДО чувствовать/думать?" При регулярном самоанализе индивид научается отделить свое личное "Я" от навязанных установок.

На этом все. Пишите, что думаете, с удовольствием пообщаюсь. Хорошего дня!


Еще по теме здесь: Психология.

Источник: Интроекция.