Сказка - это такой элемент культуры, который отражает, зачастую то, что могло приключиться только в мыслях её автора.
Философ Сигизмунд Фрейд высказывал предположения о том, что сказка - это обобщённый опыт человечества, передающийся от поколения к поколению и попытка преодолеть преграды, возникающие при ограничениях.
Наблюдаемый нынче постмодернизм характеризуется, помимо, переоценкой всего того, что было до него.
В отношении фильма «Ирония судьбы, или с лёгким паром» мы можем наблюдать то же самое. Эксперты безапелляционно стали сообщать, что в фильме нет ничего не смешного, нет ничего уютного, персонажи - сплошь на грани, и так далее и тому подобное...
Происходит переосмысление, и иногда, увы, со значительным нарушением принципа историзма. Хорошо, что ещё не вызывает удивления и возмущения отсутствие смартфонов у персонажей фильма 1975 года :)
Моё переосмысление пока не вступает в противоречие с тем, что происходит на экране. Во всяком случае, мне так кажется :)
Евгений, Галина, Марина Дмитриевна, Надежда, Ольга Николаевна, Ипполит - они именно такие, какими нам показал их Эльдар Александрович Рязанов. Именно такими стараюсь их видеть.
Я рассматриваю персонажей не с психоаналитической позиции, не с позиции деления людей, не с позиции архетипов
Не планирую развивать идеи о том, какими они были до событий фильма, какими они стали после.
Как мы помним, бытие определяет сознание. И через этот социально-психологический элемент и посмотрим на персонажей.
Итак.
Евгений и Надежда - представители профессий системы человек-человек. По всей видимости, именно поэтому они и нашли общий язык.
По моим наблюдениям - довольно часто те, кто оказываются на приёме у специалистов оказываются похожи на тех, кто ходят в школу. Ибо ситуация, в которой к таким специалистам обращаются, часто сбивает взрослого человека с толка, и он может начать проявлять растерянность и наивность, свойственную иногда некоторым детям.
Евгению и Надежде вполне достаточного того качества бытия, который есть в данный момент.
По возрасту Надежда и Евгений оказываются ближе: 30 и 35 соответственно
Галина и Ипполит, скорее всего, имеют отношение к другим сферам. Точно не указывается, где работает Галина, но упоминаются дорогие морепродукты, которые подавали у неё в буфете.
Упоминаемая Ипполитом лаборатория вряд ли работает при институте психологии Ленинградского Государственного Университета. Скорее всего, эта лаборатория связана с техническими областями научного знания.
С Галиной его объединяет также то, что оба они стремятся к символам престижа. Они знают, что есть «их мнение и есть мнение неправильное». Галина знает, как должны себя вести счастливые люди, даже если они этого не хотят.
У Ипполита новый, дорогой автомобиль, а у Галины видные знакомства.
Обратите внимание: Хозяйка своей судьбы.
Оба имеют новомодные предметы гардероба. Но судя по небрежному отношению - это не тот уровень престижа, который их устроил бы.Возраст: Галина - 23 года, Ипполит - около 40
Образ матери в этой ленте у Эльдара Александровича Рязанова получился значительно добрее, чем в предшествующих и последующих фильмах. Да, они властные. Но не выдают другим секретов и тайн своих детей. Готовы на многое (во всяком случае, на уровне декларирования).
Форма их проживания, возможно, оказалась предопределена урбанизацией - в иных условиях к дому мог бы быть пристроен ещё один дом, или перестроен старый, или построен новый
Кроме того
Фильм задокументировал явление «советского шика» (без всякой иронии). При этом, шик хоть и советский, но такова была мировая мода - что про интерьеры и про экстерьеры.
Стенки, над которыми иногда любят посмеяться, символизируют не только достаток, а ещё и стабильность: переезд со стенками даже при наличии грузовиков транспортного агентства - явление редкое. Стенка - элемент новой квартиры. Стенка своим всем видом говорит, что жители квартиры тут всерьёз и надолго.
Фильм снимали в двух домах. Всего таких домов в рамках эксперимента было построено три. Эти дома и сейчас на своих местах.
Кроме того, в фильме запечатлены некоторые уголки района, которые на данный момент претерпели изменения. Сравнивать по кадрам порой очень интересно и ресурсно :)
Вывод
На мой взгляд, это произведение - один из примеров проявления гуманистической психологии в СССР. Каждый из персонажей не лишён шанса стать лучше себя самого.
Как любое произведение искусства, этот фильм предназначен для обращения к добрым чувствам. Даже супротив отдельным идеям художника.
Это добрая сказка для тех, кому кажется, что после 30 лет ничего нет, и для тех кто думает, что уже не в том возрасте
Если уважаемый читатель не разделяет обозначенных моментов, то пусть эта публикация будет считается софистической :)
Благодарю за внимание!
Всем добра!
Лайки, комментарии, подписка - значимы :)
#ирония судьбы или с легким паром #эльдар рязанов #рязанов #ссср #советское кино #психология #социальная психология
Еще по теме здесь: Психология.
Источник: «Ирония судьбы, или с лёгким паром» - гуманистическая советская сказка.