Из записок хореографа

«Прием детей в танцевальный коллектив—дело сложное, требующее от руководителя чуткости, внимания, такта и профессионального подхода. При приеме в танцевальный коллектив учитывается чувство ритма, внешний вид, музыкальность, выразительность, состояние здоровья. Принимаются дети с достаточно удовлетворительными данными. Результативность последующей работы во многом зависит от того, насколько педагог был внимателен и требователен в период просмотра. Для объективной оценки может быть создана комиссия. Занятия в школе-студии учат детей владеть выразительными средствами танца и их характерными особенностями, развивают внимание и воображение, память и художественный вкус, содействуют физическому развитию учащихся. Обучение детей хореографии начинается на подготовительном отделении, затем происходит деление детей на классы с первого по четвертый. Количественный состав группы на подготовительном отделении от пятнадцати до двадцати человек. Состав класса на групповых занятиях от десяти до пятнадцати человек, кроме индивидуальных (например работа с солистами). Занятия в каждой группе на подготовительном отделении два-три раза в неделю, продолжительность не более двух академических часов, у шестилеток — один час тридцать минут. Начиная с первого класса продолжительность одного занятия может быть увеличена до трех часов от трех до пяти раз в неделю, соответственно учебной программе. Время индивидуальных занятий, включая работу с солистами, берется из расчета 0,5 часа на ребенка.

Основная задача занятий в пятой возрастной группе (4-й и 5-й классы) — подготовка детей к исполнительской и постановочной работе в ансамбле. Учитывая возраст обучающихся, педагог может строить учебный материал на более сложных танцевальных комбинациях, а также увеличивать норму упражнений, входящих в экзерсис. К этому времени в учебный процесс вводятся все предметы, которые заложены в программе. Много вводится лексического материала за счет дисциплины по композиции и постановке танца и за счет постановочных репетиций. В экзерсис (в 5-м классе) не вводится новый материал, но усложняется за счет ускорения темпа музыки, пор де бра, поворотов. Все упражнения у палки исполняются на полупальцах. При постановке танцев учитывая возрастные интересы исполнителей, в процессе занятий по композиции танца, нужно дать возможность учащимся самим составлять и показывать на занятиях отдельные упражнения, входящие в экзерсис на первых годах обучения, а затем самостоятельно строить урок по разделам, постепенно увеличивая его объем. Нужно выделить время для самостоятельной постановочной работы ребят, чтобы они могли сами создавать танцы, предназначенные для постановки в младшей группе.

Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отображены в движении. Задача педагога — научить детей двигаться в характере музыки, передавая ее темповые, динамические, метроритмические особенности. Выполнение образного содержания музыкального произведения достигается через точную выразительную передачу посредством движений характера музыки. Вместе с тем ритмические упражнения служат и задачей физического воспитания, они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно влияют на работу органов дыхания, кровообращения».