К музыке приобщить легче, чем к танцам — по крайней мере здесь нет предпочтений, связанных с полом. Обучение музыке важно для каждого ребенка, но пытаться «вырастить» профессионального музыканта или танцора из каждого ребенка невозможно, да и не нужно. А понять, есть ли у ребенка музыкальные способности, можно лишь в процессе обучения, более того, именно в процессе обучения происходит их совершенствование. Занятия музыкой необходимы каждому ребенку, они помогают его общему развитию, помогают сформировать чувство прекрасного. Обучение музыке улучшает характер детей и благотворно воздействует на их психологическое состояние.
Принято считать, что обучение детей музыке следует начинать с пяти-шести лет. Но существует и другое мнение: музыкальное воспитание возможно и во внутриутробном периоде. Прежде чем начать учиться играть на каком бы то ни было инструменте, ребенок или взрослый должен уже духовно «владеть» какой-то музыкой: хранить ее в своей памяти, носить в своей душе и слышать своим «внутренним» слухом. Весь секрет таланта и гения состоите том, что в его мозгу уже живет полной жизнью музыка раньше, чем он в первый раз прикоснется к клавише или проведет смычком по струне; нот почему ребенком Моцарт «сразу» заиграл на фортепиано и на скрипке. Родителям, желающим воспитать всесторонне развитого ребенка, в том числе и музыкально образованного, необходимо начинать по край ней мере за девять месяцев до его появления на свет. Пусть будущая мама слушает музыку (желательно спокойную и мелодичную), посещает музеи и театры. А когда младенец появился па свет, желательно петь ему колыбельные перед сном, причем постарайтесь не фальшивить, так как именно этим можно нанести непоправимый вред в части развития музыкального слуха.
Все вышесказанное — лишь подготовительный, так сказать, пассивный этап обучения музыке. Но, имея такой внутренний музыкально-слуховой багаж, ребенку будет гораздо легче обучаться музыке в дальнейшем.
Вне зависимости от того будете ли вы отдавать ребенка в музыкальную школу, станет ли он посещать танцевальный класс, все равно развивать у него музыкальность — очень важно, если не сказать — необходимо.
Начиная отрабатывать с ребенком танцевальные упражнения, учитывайте, что музыка обязательно должна соответствовать характеру движения. Дети прекрасно чувствуют выразительную, организующую силу музыки, и нарушение тесных взаимосвязей музыки и движения вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта. Очень важен темп: необходим тот, при котором малыш успешно справляется с упражнением. Когда вы увидите, что движение освоено, то можете ускорить его или изменить, чтобы выработать более искусное движение. Нужно, чтобы ребенок научился слушать музыку и слышать ее, что, кстати, не одно и то же.
Сначала научите малыша воспринимать характер мелодии и, что очень важно, ее ритмический рисунок. Включайте слушать разную музыку, меняйте упражнения, добивайтесь того, чтобы ребенок сознательно выбирал ту, которая ему нравится или соответствует его настроению. Начните с простого движения — с ходьбы. Предложите ребенку маршировать с различными поворотами, пусть он импровизирует. Под более быстрый темп предложите следующее упражнение: носки чуть врозь, пусть малыш покажет, как сильно он вытягивает ноги. Руки вдоль корпуса спокойные, но не вялые; ладони — на талии. Усложняя задание, можно включит, в работу и руки: руки вперед, затем вверх, в Стороны, вниз — каждое движение по четыре музыкальных такта.
Можно ускорить музыку и предложить ребенку побегать. Руки держим на талии, локти в стороны.
Ходить можно и по-другому — вскидывая колено вперед, на полупальцах.
Очень важно, чтобы ребенок почувствовал, что нам очень интересно выполнять с ним вместе всякие забавные движения. Упражнения должны восприниматься им как занятная игра, иначе у вас мало что получится. Особенно это касается малышей.
Можете импровизировать, придумывать разнообразные игровые ситуации, включив творческое воображение. Мы в свою очередь предлагаем вам использовать следующие веселые и полезные музыкальные игры.