Как обесценивание тренера родителями разрушает доверие и успехи юных спортсменов

Сегодня мы поговорим о психологическом механизме обесценивания, который особенно часто проявляется в мире детского спорта. Основными жертвами становятся две группы: сами тренеры и, что самое печальное, дети. В данной статье фокус будет на тренерах, но важно понимать, что конечный удар всегда принимают на себя юные спортсмены. Родитель, прибегающий к обесцениванию, невольно становится автором психологической пытки для собственного ребенка.

Зачем психика использует обесценивание?

Обесценивание — это защитный механизм нашей психики, призванный снизить значимость того, что кажется нам непереносимым или слишком сложным. Столкнувшись с пугающей ситуацией, мы можем мысленно уменьшить ее важность: «Мне страшно» превращается в «Да брось, ничего страшного!». Так мы избегаем необходимости разбираться с источником проблемы, что может требовать усилий, знаний или смелости. Однако проблема от этого не исчезает, а лишь перекладывается на плечи других. Когда взрослый человек занимает такую инфантильную, детскую позицию, это создает крайне нездоровую динамику, особенно в отношениях с ребенком.

Почему родители обесценивают тренеров?

Этот защитный механизм срабатывает мгновенно и почти незаметно для самого человека. Причин, по которым родитель может начать обесценивать тренера, несколько, и все они коренятся в личных сложностях взрослого.

Пример первый: нежелание признать свою ошибку. Допустим, родитель понимает, что выбрал для ребенка неподходящий вид спорта или конкретную секцию, но не готов в этом признаться даже самому себе. Вместо этого тренер назначается «козлом отпущения» — ответственным за все неудачи. Раз уж он дает указания, пусть теперь и исправляет ситуацию. В этой ловушке родитель эмоционально сливается с ребенком, занимая позицию жертвы, вместо того чтобы действовать и искать решение.

Обратите внимание: Психологические взгляды французских просветителей.

Пример второй: скрытая конкуренция. Родитель может испытывать досаду и даже ревность, видя, что ребенок слушается тренера лучше, чем его. Выразить эти чувства напрямую сложно, они вызывают стыд. И снова тренер невольно оказывается в роли «плохого родителя», на которого можно переложить ответственность. Пока взрослые соревнуются в авторитете, они могут упустить из виду реальные проблемы или потребности ребенка.

Независимо от причины, внутреннее недовольство часто выливается в разговоры, которые слышит ребенок: «Результатов нет, тренер не работает!», «Вечно в телефоне сидит, чему он научит?», «Опять проиграли, зачем мы к нему ходим?».

Катастрофические последствия для ребенка

Что в такой ситуации думает ребенок? Его логика проста и разрушительна: «Мама (или папа) сама выбрала этого тренера, говорит, что он плохой, но продолжает меня к нему водить. Значит, она не может или не хочет меня защитить. Может быть, она меня не любит?». Таким образом, механизм, призванный защитить психику родителя, оборачивается катастрофой для мира ребенка. Маленький спортсмен теряет самое важное — чувство опоры и безусловной поддержки со стороны родителей, а вместе с ним и базовое доверие к ним.

Что делать родителю?

Прежде всего, необходимо прекратить обсуждать тренера в негативном ключе при ребенке. Если вы действительно недовольны — уходите из секции. Если хотите разобраться в конфликте — делайте это уже после ухода, напрямую с тренером или руководством клуба. Если же вы решили остаться, сознательно «приподнимайте» авторитет тренера в глазах ребенка и работайте в первую очередь над собой, своими ожиданиями и реакциями. Техникам такой работы с собой мы посвятим одну из следующих бесед.

Хорошего дня, подписывайтесь на канал!

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Психологические защиты - обесценивание.