Часто на консультациях я слышу от мам тревожные фразы: «У нас снова двойка», «Мы плохо окончили четверть». И сразу возникает вопрос: а кто же на самом деле учится в школе? Чьи это оценки и чья это ответственность?
Чья это школа?
Важно чётко разделить зоны ответственности. Уроки и школа — это прежде всего зона ответственности самого ребёнка. Задача родителя — не делать за него домашние задания, а создать все необходимые условия для учёбы: обеспечить школьными принадлежностями, формой, спортивной экипировкой.
Вы — не плохая мама!
Запомните раз и навсегда:
Вы НЕ плохая мама, если ребёнок не сделал домашнее задание.
Вы НЕ плохая мама, если он забыл дневник.
Вы НЕ плохая мама, если поделка была вспомнена в последний момент.
Вы НЕ плохая мама, если опоздание в школу случилось из-за утренних сборов портфеля.
Ваша роль — не контролёр, а наставник, который помогает развивать самостоятельность.
Поэтапная передача ответственности
Процесс обучения самостоятельности должен быть постепенным, и начинать его можно уже с первого класса.
Этап 1: Показ и подробный инструктаж. Вы делаете всё вместе, максимально подробно проговаривая каждый шаг: «Смотрим расписание, завтра математика — берём учебник и тетрадь, кладём в портфель. Форму для физкультуры складываем вот так, кроссовки — в отдельный пакет». Для вас это очевидно, для ребёнка — целая наука.
Этап 2: Наводящие вопросы. Когда вы видите, что ребёнок начал понимать алгоритм, переходите к вопросам: «Какие уроки завтра? Что нужно взять на математику? Всё положил? А на физкультуру?». Так вы стимулируете его думать самостоятельно.
Обратите внимание: Уроки жизни....
Ключевой момент: не торопитесь, оттачивайте навык. Избегайте упрёков, стыда и фраз, которые могут заставить ребёнка почувствовать себя неумехой.Этап 3: Самостоятельные действия под контролем. Ребёнок действует по усвоенной схеме, а вы лишь наблюдаете и при необходимости мягко корректируете.
Этап 4: Полная передача ответственности. Точно так же, шаг за шагом, передаётся ответственность и за сами уроки. Сначала — полное сопровождение, затем — постепенное отдаление.
Ценность последствий
Когда ребёнок полностью берёт ответственность на себя, он неизбежно сталкивается с естественными последствиями в школе: забыл тетрадь — получил замечание, не сделал уроки — получил низкую оценку. Эти ситуации — бесценный жизненный опыт, который учит планированию и ответственности гораздо эффективнее, чем ежедневно собранный мамой портфель.
Интересный вопрос для размышления: к какому классу, по-вашему, ребёнок должен уже полностью самостоятельно справляться со своими учебными обязанностями?
Пишите в комментариях
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Мамы и детские уроки:).