В славянской традиции, особенно на Руси, верили, что благополучие и уют в жилище напрямую зависят от его незримого хранителя — домового. Считалось, что этот дух места оберегает семью от бед и привлекает удачу. Поэтому при переезде в новый дом было крайне важно не оставить его в старых стенах, а правильно пригласить с собой, чтобы не лишиться его защиты и покровительства.
Обряд приглашения домового
Процесс переезда духа-хранителя — это целый ритуал, который должен был выполнить глава семьи или все домочадцы вместе. Первым делом необходимо было мысленно попрощаться со старым жильем и обратиться к его хозяину. Для этого все присутствующие кланялись в каждый угол дома, выражая уважение, и произносили специальные слова: «Хозяин-домовой! Идем со мной в новый двор, в новый дом, на житье-бытье». Этот призыв символизировал официальное приглашение духа в новую жизнь семьи.
Использование старого веника как символа переезда
Ключевым предметом в обряде был старый домашний веник. Он выступал не просто как утварь, а как магический «транспорт» для домового. Хозяин брал его, стучал по порогу входной двери и говорил: «Хозяюшка-домовой, на салазки садись, на новое местечко прокатись, там приживись». После этих слов веник ни в коем случае нельзя было оставлять или выбрасывать — его обязательно забирали в новый дом как связующее звено со старым жильем и вместилище духа.
Обряд освящения нового жилища
Прибыв на новое место, следовало сразу же «поселить» там домового. Для этого тот же веник использовали снова: на него наговаривали, держа в центре нового дома или у печи: «Хозяин мой, домовой, вот тебе хоромы новые, палаты светлые. Теперь их стереги, наше счастье береги». Этим действием духу представляли новое пространство и вверяли заботу о нём и о благополучии семьи.
Жертвоприношение и первая трапеза
Завершающим и очень важным этапом было «угощение» домового, чтобы он остался доволен и прижился. Во время первого обеда или ужина в новом доме от свежеиспеченной буханки хлеба отрезали первый ломоть — символ изобилия и жизни. Этот кусок не ели, а закапывали в землю перед домом (как дар земле-кормилице) или прятали в правом, «почётном» углу чердака. При этом произносили: «Кормилец-поилец, оставайся в новом доме хлебушек кушать да хозяев слушать». Этот дар означал заключение договора с духом-хранителем: семья делится с ним самым ценным, а он, в свою очередь, обязуется охранять новый дом.
Таким образом, весь ритуал переезда домового представлял собой последовательный и уважительный диалог с невидимым хозяином дома, цель которого — сохранить духовную связь с предками и обеспечить непрерывность семейного счастья и благополучия на новом месте.