Как социальное взаимодействие формирует детскую речь: роль родителей и окружения

Современный взгляд на развитие речи

Современная наука пришла к консенсусу по двум фундаментальным положениям о развитии речи у детей. Во-первых, язык усваивается не изолированно, а в живом контексте общения и разговора. Во-вторых, человек обладает врожденной биологической предрасположенностью к овладению речью. Главный вопрос для исследователей сегодня — как именно взаимодействуют эти внутренние задатки и внешняя социальная среда. Ребенок при этом рассматривается не как пассивный получатель знаний, а как активный исследователь. Он собирает информацию из услышанного, выдвигает гипотезы о правилах языка, проверяет их и постоянно корректирует свои лингвистические модели.

Родители как проводники в мир языка

Внимание ученых сместилось и на окружение ребенка. Родители и другие взрослые были признаны ключевыми «фасилитаторами» — помощниками, которые облегчают процесс освоения речи через обычное ежедневное общение. Изучение языка перестало быть сугубо когнитивной задачей; теперь его понимают как глубоко социальную деятельность. Успех зависит от тонкого взаимопонимания: когда родитель говорит с ребенком, учитывая его текущий уровень знаний, шансы малыша понять и усвоить новое значительно возрастают. Именно взрослые знакомят детей с предметами, комментируют события и следят за их интересами, создавая и постоянно обновляя в уме модель способностей своего чада. Важно, что эти стратегии общения обычно не являются осознанными педагогическими приемами — это естественное стремление поддержать диалог.

Система поддержки усвоения языка

Психолог Джером Брунер ввел понятие «системы поддержки усвоения языка» — это совокупность ресурсов, которые среда предоставляет ребенку. Она включает несколько ключевых элементов.

Невербальные игры и «подмостки» (scaffolding). Такие игры, как «ку-ку» или «ладушки», с их повторяемостью и предсказуемостью, учат ребенка базовым социальным структурам, например, очередности в диалоге. Родители терпеливо выстраивают этот навык, вставляя свои реплики в паузы в активности младенца. Этот процесс поддержки, когда с помощью взрослого ребенок достигает большего, чем мог бы сам, и называется «scaffolding» (строительные леса).

Упрощенная речь ("motherese" или "parentese"). Разговаривая с малышами, взрослые инстинктивно меняют свою речь: говорят медленнее, выше тоном, четче артикулируют, используют короткие и простые предложения о конкретных вещах. Они выделяют интонацией ключевые слова, что помогает ребенку их обнаружить и запомнить. Эта «настройка» речи подстраивается под возраст: по мере развития ребенка усложняется и язык взрослого. Исследования показывают, что такой стиль речи эффективнее привлекает внимание младенца и облегчает понимание. Он помогает ребенку сегментировать речь на слова, устанавливать связи между словами и объектами и усваивать социальные правила общения.

Тактики общения: расширение и переформулирование

Родители интуитивно используют и другие эффективные приемы. Один из них — расширение, когда взрослый повторяет высказывание ребенка, грамматически правильно его дополняя (Ребенок: «Стульчик для малыша». Взрослый: «Малыш сидит в стульчике для кормления»). Особенно часто это происходит после детской ошибки. Дети, в свою очередь, часто имитируют такие исправленные версии, и их собственная речь становится грамматически сложнее.

Еще более эффективной может быть комбинация расширения с переформулированием, когда взрослый не только дополняет, но и меняет грамматическую форму высказывания (Ребенок: «котенок ест». Взрослый: «Что ест котенок?»). Дети, с которыми часто так общаются, раньше начинают использовать вопросы и сложные глагольные конструкции.

Нужно ли исправлять ошибки? Культурные различия

Поскольку язык развивается в социальном взаимодействии, целенаправленная и жесткая коррекция ошибок может быть не нужна. Стили общения с детьми сильно различаются даже внутри одной культуры: одни родители активно используют расширения, другие — нет. Важна скорее последовательность в выбранном стиле, а не его конкретный тип.

Культурные различия еще более разительны. Например, в некоторых обществах Новой Гвинеи и Самоа с детьми не сюсюкают и не используют «поддерживающие» техники вроде расширения, разговаривая с ними как со взрослыми. Тем не менее, их дети также успешно овладевают языком. Это доказывает, что социальное взаимодействие — краеугольный камень речевого развития, но формы этого взаимодействия могут быть самыми разнообразными.

Таким образом, формирование речи — это сложный танец биологической готовности ребенка и социального влияния окружения. Современная теория должна учитывать оба эти фактора, признавая активную роль как самого ребенка в познании языковых правил, так и его родителей в создании поддерживающей речевой среды.

https://псиблог.рф/

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка, как дети начинают разговаривать, развитие речи ребенка, исправление ошибок в речи детей, ошибки в детской речи.

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Роль взаимодействия с окружающими при формировании речи у детей.