Как стать главным учителем для своего ребёнка: личный опыт матери

Быть хорошим родителем — одна из самых сложных задач в жизни, и педагогическое образование здесь не всегда является главным помощником. Интересно, что именно в семьях учителей нередко вырастают трудные дети. Как же стать для своего ребёнка настоящим наставником и другом? Позвольте поделиться моим личным опытом, который, возможно, будет вам полезен.

Моя история: разлука и воссоединение

У меня две взрослые дочери — 27 и 24 года. По меркам общества, я не была идеальной матерью: в тяжёлые 90-е мы с мужем развелись, я серьёзно заболела, и дети долгое время жили в его новой семье. Несмотря на расстояние, мы поддерживали связь через письма и редкие встречи. Годы разлуки были наполнены болью и чувством вины, но изменить ситуацию тогда я не могла. Чудо случилось позже, когда дочери выросли. Старшая, окончив медицинский колледж, переехала ко мне, а младшая, учась в университете в другом городе, стала часто приезжать в гости. Несмотря на все трудности, они сохранили ко мне любовь и уважение. Сегодня я для них не просто мать, а близкий друг и главный советчик в жизни.

Принципы воспитания, которые сработали

Многие говорят, что мне просто повезло с детьми. Но, оглядываясь назад, я понимаю: фундамент наших отношений был заложен в раннем детстве. Вот ключевые принципы, которыми мы с мужем руководствовались.

Честность в отношениях между родителями

Мы никогда не скрывали от детей свои разногласия. Ссорились цивилизованно — без скандалов и рукоприкладства, но и не за закрытыми дверями. Я убеждена: пытаться изображать идеальную семью, когда это не так, — ошибка. Дети чувствуют фальшь как лакмусовая бумажка и страдают от неё. Важно и то, что мы с мужем не подрывали авторитет друг друга в вопросах наказания: если один из родителей принимал решение, второй его поддерживал, даже если внутренне был не согласен.

Система наказаний: справедливость и уважение

Наказывать детей необходимо, но ребёнок должен чётко понимать, за что. Мы никогда не кричали на дочерей — достаточно было строгого тона, чтобы они поняли серьёзность ситуации. Наказанием могло быть стояние в углу или шлепок, но никогда — унижение. Я всегда отделяла поступок от личности: говорила не «ты плохая», а «ты поступила плохо». При этом постоянно подчёркивала, что они у меня самые умные, талантливые и красивые. И ещё одно правило: я никогда не лгала детям. Они знали, что правда, какой бы горькой она ни была, для меня важнее любой лжи.

Личное пространство и самостоятельность

Даже в нашей однокомнатной квартире у девочек был свой угол — часть раздвижного стола, их «девичье царство». Взрослые приходили туда только по приглашению. Я рано начала приучать их к самостоятельности: могла оставить одних дома, не боясь, что они натворят глупостей. Им нравилась эта свобода, это доверие.

Культура, традиции и здоровые привычки

Каждый вечер я откладывала все дела и читала детям сказки. Это привило им любовь к книгам — до сих пор они предпочитают бумажные издания электронным. В нашем доме всегда ярко отмечались дни рождения: я придумывала сценарии, вела праздники, мы даже устраивали домашние театральные постановки. В вопросах еды я никогда не заставляла детей есть через силу — доверяла их природному чувству голода.

Фундамент, заложенный в детстве

Мао Цзэдун сравнивал детей до пяти лет с пластилином, из которого можно вылепить что угодно. Именно в эти годы мои дочери были со мной, и я старалась заложить в них прочный фундамент личности. Да, потом им не хватало материнской ласки, они рано узнали суровые стороны жизни. Но тот базис, те принципы, что были усвоены в раннем детстве, помогли им вырасти добрыми, умными и сильными людьми.

Главный вывод моего опыта прост: мы, родители, должны в первую очередь уважать своих детей и делать всё, чтобы они выросли целостными личностями. А дети… им ничего не должны. Пусть просто любят.