Многие из нас сталкиваются с ситуацией, когда общение с друзьями и близкими становится затруднительным. Особенно это заметно в разговорах со сверстниками: иногда хочется поделиться чем-то, но возникает сомнение — стоит ли? Причина часто кроется в том, что мы по многу раз слышим одни и те же истории от собеседников, даже если сами были их свидетелями. Это заставляет задуматься: а не поступаем ли мы сами аналогичным образом?
Почему мозг начинает "ржаветь"?
Идея о необходимости тренировки ума, вероятно, знакома многим. Но как предотвратить превращение нашего мышления в "стиральную машину с накипью" — систему, где нервные импульсы бегут по накатанным путям, а мы становимся косными, скучными и предсказуемыми? Именно такая умственная инерция часто лежит в основе конфликтов поколений. Например, многие взрослые искренне не понимают современную музыку, называя её просто "громким шумом", даже если речь идёт о достаточно мелодичных направлениях, вроде шведского диско. Создаётся впечатление, что наши нейронные связи действительно "кальцинируются", подобно нагревательному элементу в чайнике, покрытому слоем накипи.
Решение: питайте мозг новизной
Что же делать? Ответ прост, но требует усилий: необходимо постоянно подпитывать мозг свежими впечатлениями и заставлять его формировать новые нейронные связи. Начните с малого — например, меняйте привычные маршруты по дороге на работу или в магазин. Но не просто идите другой дорогой, а вовлеките себя в игру. Представьте, что вы персонаж детективного романа: ищите проходные дворы, которые могли бы помочь скрыться от преследования, отмечайте зеркальные витрины для проверки, не следят ли за вами. Если такой сценарий кажется слишком экстравагантным, поставьте себе более простую задачу — например, посчитайте, сколько брюнеток встретилось вам по пути. Главное — дать мозгу непривычную для него работу.
Учёба как тренировка ума
Здесь же кроется и мощный аргумент для учителей и родителей, которые слышат от учеников классическое: "Зачем мне эта физика (биология, химия), если я не собираюсь становиться учёным?" Ответ может звучать так: "Возможно, конкретные формулы и законы вам действительно не пригодятся, но процесс их изучения — это отличная тренировка для вашего мозга. Развивать мышление так же важно, как поддерживать физическую форму. Физиком вы можете и не стать, но гибкий и способный к анализу ум пригодится всегда".
Что ещё можно сделать?
Конечно, есть и другие методы. Следите за нашими следующими выпусками, где мы продолжим исследовать способы поддержания интеллектуальной формы и предотвращения умственного "застоя".