С момента рождения ребёнок полностью зависит от взрослых, которые обеспечивают его выживание и развитие. Хотя физически он беспомощен, его способность к адаптации невероятно высока. Эта уязвимость, парадоксальным образом, становится его силой.
Развитие в первые месяцы идёт стремительно. Малыш быстро учится узнавать мать по голосу, запаху и прикосновениям, формируя с ней глубокую эмоциональную связь. Он доверяет ей инстинктивно, ведь другого выбора у него нет. В этом симбиозе, где ключевую роль часто играет грудное вскармливание, ребёнок становится чрезвычайно восприимчивым к внутреннему состоянию матери. Её неуверенность, тревожность и сомнения напрямую передаются ему, становясь источником его собственного беспокойства.
Потребность в стабильности и ясных границах
Каждый ребёнок нуждается в спокойном и уверенном взрослом рядом. Его мир изначально должен быть предсказуемым, защищённым и по возможности позитивным. Гарантами этой безопасности выступают родители.Когда мама сама не понимает, что лучше для ребёнка, и предлагает ему слишком широкий, не соответствующий возрасту выбор, это приводит к обратному эффекту. Малыш теряется, начинает капризничать и своим «плохим» поведением неосознанно требует установления чётких рамок. Неуверенный, постоянно сомневающийся родитель становится источником невротизации и отклоняющегося поведения у ребёнка.
Если границы не установлены в семье, жизнь позже сделает это сама, но уже гораздо более жёстко и болезненно. Поэтому оправдания вроде «он ещё маленький», «пусть побудет ребёнком» или «подрастёт — поймёт» могут сослужить плохую службу, если они противоречат возрастным потребностям в структуре и руководстве.
Роль родителей: устанавливать правила с любовью
Задача родителей — быть теми значимыми взрослыми, которые устанавливают границы и правила. Это их прямая обязанность. Делать это нужно с любовью, донося требования просто, но твёрдо. Если родители не помогают ребёнку разобраться в устройстве мира, то кто сделает это за них?Важный принцип: чем более неприемлемым является поведение ребёнка, тем спокойнее должна быть реакция взрослого. Эмоции закрепляют опыт надолго, поэтому сильные чувства лучше связывать с позитивными ситуациями. На негативное поведение стоит реагировать сдержанно, предлагая альтернативный вариант действий, перенаправляя внимание или демонстрируя другой способ.
Ребёнок не рождается со знанием о том, что такое «хорошо» и «плохо». Он изучает мир, отношения и реакции, чтобы понять, как всё устроено. Уважая его личность, важно одновременно давать ему «перила безопасности» — простые и понятные правила. Самые незыблемые из них касаются безопасности: с ножницами — только за столом, с едой во рту — не бегать, утюг может быть горячим.
Также крайне важно своим примером показывать уважение к природе, к людям, умение слушать и вежливо отвечать. Дети впитывают всё, как губки.
Любое проявление насилия (у малышей) нужно останавливать сразу действием, а не словами: мягко, но твёрдо преградить путь рукой и сказать: «Стоп. Мы не дерёмся. Это не твоя машинка, раз мальчик не хочет её давать, поиграй своей».
Мы на стороне ребёнка
Помогая ребёнку соблюдать правила, важно помнить, что мы делаем это для его блага, мы на его стороне. Даже если мы сердимся, нужно отделять нежелательное поведение от личности самого ребёнка: «Мне очень огорчительно то, что ты сделал. Я люблю тебя, но в следующий раз, пожалуйста, спроси, прежде чем взять мою вещь. Можно было сделать вот так...».Часто полезно предлагать жёсткую альтернативу: «Ты можешь пойти гулять в тёплом пальто, на улице мороз. Если не хочешь его надевать — тогда играем дома». Мы не заставляем, а даём выбор в рамках допустимого.
Поддержка исследовательского интереса
Крайне важно, чтобы жизнь ребёнка не состояла из одних запретов. Нужно предлагать альтернативы, поддерживать его здоровую исследовательскую активность, помогать исполнять желания социально приемлемыми способами. За любым странным поступком стоит какая-то потребность, которую почти всегда можно удовлетворить иначе.Обратите внимание: В ожидании лучшей жизни.
Например, вместо того чтобы разрешать рисовать на всех обоях, можно вместе с ребёнком создать специальный уголок для творчества, превратив подготовку в увлекательный квест. Так, устанавливая границы, мы помогаем ему научиться обобщать опыт, справляться с ситуациями и уважать потребности других.Принятие индивидуальности ребёнка
Часто ребёнок сильно отличается от родителя по темпераменту. Например, аккуратная мама может воспитывать малыша, который обожает всё трогать, размазывать и исследовать тактильно.Важно помнить, что дети — не наша собственность, и цель не в том, чтобы их «переделать». Можно принять их инаковость, сохраняя свои особенности. Относиться к этому различию можно как к подарку, возможности взглянуть на мир по-новому. При этом важно балансировать между интересами всех членов семьи и взрослой ответственностью за безопасность и позитивные границы.
Последовательность — ключ к пониманию
Дети любят проверять границы, особенно если чувствуют неуверенность родителей. В ситуации, когда ребёнок намеренно нарушает правило и наблюдает за реакцией, нельзя пускать дело на самотёк.Например, игра с каштанами разрешена только на определённой клеёнке. Если ребёнок начинает разбрасывать их по комнате, его предупреждают: «Если будешь разбрасывать, мне придётся убрать каштаны, и сегодня ты больше не сможешь с ними играть». Если предупреждение игнорируется, правило приводится в действие: каштаны убираются. Ребёнок может расстроиться, и его чувства нужно принять («Я понимаю, ты расстроен»), но решение остаётся в силе. На следующий день, при повторной просьбе, правило кратко озвучивается снова. Обычно пары таких последовательных ситуаций хватает, чтобы ребёнок усвоил причинно-следственную связь. Это не наказание, а естественное последствие действий.
Как говорить с ребёнком о правилах
Дети мыслят конкретно, им не нужно много слов. Важен ясный образ, который взрослый доносит уверенно, доброжелательно и с уважением, глядя в глаза. «Ты видишь, котёнку не нравится, дай ему самому выбрать». «Цветы без земли не растут. Один раз посадили — и ждём. А копать можно в песочнице».Правила должны соответствовать возрасту
Количество и сложность правил должны быть соразмерны возрасту. Чем младше ребёнок, тем правил меньше. В период, когда малыш всё тянет в рот, нужно просто убрать опасные предметы из доступа. Когда наступает фаза активного тактильного исследования, убирается то, что нельзя трогать. Это ответственность взрослых.Крайне важна последовательность и согласованность между всеми членами семьи. Если правило сегодня работает, а завтра — нет, то для ребёнка его попросту не существует. Дети быстро учатся находить «слабое звено». Ответственность за этот хаос лежит на взрослых.
Чем старше становится ребёнок, тем больше можно обсуждать, договариваться и объяснять смысл правил, допуская вариации в зависимости от обстоятельств.
Сила уверенного «нет»
И последнее: иногда «нет» должно звучать как окончательное «нет», без вариантов. Чтобы это работало, родитель сам должен быть внутренне уверен в том, что его действия направлены на благо и защиту ребёнка.06.06.2021
Еще по теме здесь: Психология.
Источник: Постоянно сомневающаяся мама — источник проблем с границами и правилами в жизни ребёнка.