Добрый день! Меня зовут Галина. Хочу рассказать одну любопытную историю. Случилось так, что мне на неделю оставили на попечение младшую сестру Елизавету (она младше меня на 10 лет, и отцы у нас разные). Как раз в это время Лиза готовилась к своему выпускному вечеру в 9-м классе...
Моя сестра имела ярко-рыжие волосы — предмет насмешек и в то же время зависти одноклассниц. И вот, из-за цвета волос, ей пришла в голову идея. Дело в том, что в классе, в котором моя сестра училась, в рамках углубленного изучения английского языка школьникам показывали голливудские фильмы (и мультфильмы) на языке оригинала. Среди прочего им показали полнометражный мультфильм про Скуби-Ду — это такой говорящий пес, который вместе с четверкой школьников разгадывает всякие тайны. В этой мультяшной четверке была рыжеволосая девушка, несколько похожая на мою сестру (похожая настолько, насколько рисованный персонаж мультфильма может быть похож на живого человека).
И вот у моей сестры созрел план, как «зажечь» на выпускном вечере, посвященном окончанию 9-го класса.
Надо сказать, что у меня была собака породы доберман-пинчер по кличке Джек. Доберманы — свирепые сторожевые псы, но мой Джек был добродушным пацифистом, никогда никого не кусавшим.
У него была забавная особенность — услышав музыку, пес начинал подвывать.
И вот Лиза решила на выпускном вечере выступить с номером, заимствованным из мультфильма «Скуби-Ду». Сама она собиралась изображать рыжую героиню мультфильма, а других персонажей (девицу-ботаничку в очках и двух охламонов) должны были воплотить ее одноклассники.
Вчетвером они собрались (нарядившись персонажами мультфильма) спеть на выпускном вечере песенку. Но гвоздем номера должен был стать Джек — он должен был, изображая мультяшного пса Скуби-Ду, «петь» (ну то есть подвывать) вместе с компанией.
Лиза подошла к делу серьезно. Она раздобыла где-то фиолетовый наряд Дафны Блейк (той самой мультяшной героини, которую должна была изображать). Наряд, правда, был несколько маловат, но это Лизу не смутило. А поскольку мультяшная Дафна Блейк имела ярко-фиолетовые глаза, то Лиза ухитрилась также раздобыть фиолетовые контактные линзы!
Выглядела она в наряде и в линзах чудно, но для выступления перед одноклассниками это было даже лучше. С Джеком провели репетиции, простимулировав его «певческие» таланты куском говяжьей печенки. Пес все понял и исправно начинал выть, как только раздавались первые такты репетируемой песенки.
К сожалению, отрепетировать как следует номер в полном составе не удалось. Но Лиза и ее одноклассники посчитали, что они успешно выступят и без долгих репетиций.
В день выпускного, одетая в фиолетовое «мультяшное» платье, с фиолетовыми линзами на глазах, Лиза отправилась на выпускной. Я (со своим четвероногим другом — о том, что собаку можно будет привести в школу, мы заранее договорились с начальством) ее сопровождала — мне нужно было доставить Джека на концерт, а потом забрать его. Кроме того, мне было интересно, как пройдет номер.
Выпускной проходил в актовом зале, в первых рядах сидели веселые школьники, чуть дальше от сцены разместились их родители (там разместилась и я, отдав недоумевающего Джека моей сестре). Сначала бледная девочка с грустным лицом, в синем бальном платье, сыграла на скрипке, получив в награду вялые аплодисменты. Потом похожий на дворового гопника парень прочитал рэп (откровенно дурацкого содержания). Его проводили не только вялыми аплодисментами, но также и свистом (это, видимо, постарались друзья гопника). Затем должна была выступать Лиза с друзьями (и с Джеком).
Уже появление четверки с собакой вызвало в зале оживление и аплодисменты. Джек, увидев меня в зале, издал приветственное «гав-гав-гав», что вызвало смех и новые аплодисменты. Один из двух парней, сопровождавших на сцене Лизу, начал бренчать на гитаре и мультяшная четверка нестройными голосами запела свою песенку. К сожалению, пёс от непривычной обстановки напрочь забыл все выученные уроки и, вместо того чтобы подвывать, только вертел мордой. Лиза (видимо, пытаясь направить собаку в желаемом направлении) сунула ей под нос микрофон. Однако Джек то ли решил, что с ним хотят поиграть, то ли воспринял микрофон как угрозу, и, вместо того чтобы «петь», вцепился в микрофон зубами. Лиза тянула микрофон в одну сторону, а Джек в другую, а зрители в зале хохотали и аплодировали. В итоге микрофон не выдержал и разломался.
По-видимому, Джек получил при этом слабый разряд электричества — поджав уши и жалобно скуля, он ускакал куда-то за кулисы. За ним бросилась Лиза — во время борьбы с Джеком ее малоразмерное платье разошлось по шву, так что зрители могли полюбоваться нижним бельем. Я тоже поспешила оставить восторженный зрительный зал (аплодисменты к тому моменту перешли в бурные овации) и побежала ловить Джека.
Моего пса я нашла на лестнице, там же обнаружилась рыдающая Лиза. Она потеряла одну из линз — в результате разноцветные глаза (один зеленый, а другой — неестественно фиолетовый) в комбинации с расплывшимся макияжем придавали ей подлинно демонический облик. Кое-как успокоив сестру и подколов ее расползшееся платье булавками (и, естественно, взяв Джека на поводок), мы отправились домой. У входа к Лизе попробовал «подкатиться» какой то пьяный молодчик (он, видимо, начал праздновать окончание школы, не дожидаясь банкета). Однако, увидев фиолетовый глаз Лизы, бугай, изменившись в лице, начал пятиться, бормоча «черт-черт-черт». Наверно, он решил, что Лиза — галлюцинация, вызванная алкоголем. Наконец мы добрались до дома, и Лиза, выпив чаю, легла спать в слезах (я ее уговаривала переодеться и вернуться на банкет в школу, но она отказалась). Так закончился этот вечер.
Как ни странно, сестра позднее вспоминала эти события с благодарностью — по ее собственным словам, пережитый опыт позволил ей держаться более раскованно и уверенно выступать перед любой аудиторией (а ей это нужно, так как она стала менеджером в международной фирме, где ее прямая обязанность выступать с презентациями перед бизнес-партнерами).
Комментарий психолога
В описываемой читательницей истории экстраординарный случай на выпускном вечере помог преодолеть психологические сложности, связанные с выступлением перед публикой. Страх публичного выступления (часто сочетающийся с «общей» застенчивостью) — явление очень распространенное. Часто люди боятся выступать как перед малой, так и перед большой аудиторией, даже боятся просто говорить с незнакомыми людьми.
Сильное волнение перед выступлением вещь совершенно обычная, есть даже такое выражение «страх микрофона», а боязнь публичных выступлений носит научное название «глоссофобия».
Чтобы избавиться от подобных сложностей, необходимо научиться управлять своим эмоциональным состоянием. Героиня письма избавилась от психологических сложностей благодаря пережитому стрессу. Такие случаи бывают, но рекомендовать подобный подход как метод решения проблем нельзя — с большой вероятностью стресс может привести к обратному результату (человек станет бояться выступлений еще больше).
Поэтому лучше проблему, связанную с выступлениями, решать постепенно, так сказать, малыми шагами. Огромную помощь оказывает тщательная подготовка к выступлению.
Перед выступлением обязательно тренируйтесь дома, представив себе состояние, в котором вы чувствуете себя максимально комфортно. Не забудьте и перед самим выступлением смоделировать (по мере возможности) у себя в голове это состояние.
Очень важно постепенно учиться выступать перед аудиторией — лучше всего сначала перед одним (предпочтительно — знакомым вам) слушателем, затем перед несколькими и т.д.
Такое постепенное овладение искусством публичных выступлений дает практически безотказный результат.