Катманду: храмовое сооружение Пашупатинатх

Вдоль реки Багмати, с востока пересекающей Катманду, расположилось огромное храмовое сооружение индуистов, непрерывным потоком стекающихся в этот район для совершения традиционных религиозных культов – Пашупатинатх. Пашупати – одно из имен Шивы, что обуславливает ценность храмового комплекса среди храмов божества по всему континенту. Тысячи верующих шиваистов ежедневно сходятся здесь, проделывая многокилометровые переходы из населенных пунктов Непала, Индии и других уголков мира. Рассвет Пашупатинатх всегда встречает в неумолкаемом гомоне неторопливо движущейся толпы.

В бесконечной массе сменяющихся лиц нетрудно узнать странствующих йог-шиваистов в их ярких оранжевых одеяниях с трезубцем в руке и горизонтальными полосками на лбу. В основные храмы Пашупатинатх на западном побережье Багмати невозможно попасть неиндуистам, однако можно свободно полюбоваться на величественные архитектурные строения на восточном берегу реки, где расположен ансамбль из 11 храмов Шивы в окружении 108 лингамов для молящихся женщин. Мужчины же удаляются для молитвы вглубь обезьяньего парка в храм влагалища Гухъешвари. Густые леса храмового комплекса населены обезьянами и прочими представителями непальской фауны. Шива считается покровителем животных, поэтому служители храмов подкармливают «братьев меньших», оказывая им заботу и внимание.

Не остаются без крова и пищи и обездоленные люди – за храмами действует основанный матерью Терезой приют для нищих и нуждающихся в посторонней помощи. Находясь в Пашупатинатх, можно стать свидетелем погребальной церемонии – сложной процедуры, требующей строгого исполнения традиционных обрядов и ритуалов. Согласно поверьям индуистов, лишь при грамотном и правильном проведении церемонии погребения душа сможет хорошо переродиться в новой жизни. Побережье усыпано постаментами для погребальных костров, предназначенных для церемоний в строгом соответствии с кастовой принадлежностью. В частности, постаменты для представителей королевского семейства расположены на отдельном участке. Людей из высшей касты сжигают в северной части от моста, из низших сословий – в южной половине побережья.

Прах усопшего после сожжения развеивают или пускают в урне по течению реки. Возле храмов предусмотрены специальные дома для стариков, желающих провести последние дни перед смертью в уединении и тишине, предаваясь размышлениям и воспоминаниям о прошлом. Здесь же ожидающие смерти могут узнать у астрологов точную дату окончания своей бренной жизни. В феврале-марте в Пашупатинатх отмечаю Махашиваратри - ночь Шивы. Красочный праздник с красивой церемонией привлекает в этот день тысячи верующих и туристов, имеющих возможность увидеть храмы комплекса во всей красе и великолепии.

Источник: http://x250.ru