Её происхождение было окутано тайной: мать — австрийская аристократка, отец — юрист греческого происхождения. Не имея формального титула, Клео де Мерод завоевала куда более громкое и народное звание — «царица красоты» Belle Époque, став живым символом Прекрасной эпохи.
Её талант и облик вдохновляли великих: Дега и Тулуз-Лотрек запечатлевали её на холстах, скульпторы и фотографы стремились уловить её совершенство. Клео обладала удивительным даром — всё, к чему она прикасалась, будь то платье или сцена, озарялось изысканностью и блеском её непревзойдённой красоты.
Джованни Больдини. Портрет Клео де Мерод, 1902
Рождение легенды и первый титул
Клео де Мерод по праву считается первой в истории профессиональной фотомоделью. Её жизнь, полная триумфов, была также полна и домыслов, но сама Клео тщательно оберегала свою частную жизнь, не давая пищи для скандальных сплетен. Кем же была эта женщина с лицом мадонны, ставшая легендой ещё при жизни?
Клеопатра Диана де Мерод родилась в Париже в 1875 году. Судьба девочки определилась рано: в семь лет мать отдала её в балетную школу при Гранд-Опера, а к одиннадцати она уже выходила на прославленную сцену. Интересно, что её мать, баронесса, стала для дочери менеджером и верной спутницей, долгие годы деля с ней один дом.
Её танец выходил за рамки классического балета. Клео покоряла публику экзотическими номерами, выступая не только в опере, но и в знаменитом кабаре «Фоли-Бержер», что было смелым шагом для того времени.
Подлинный триумф ждал её на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Её «камбоджийские танцы» произвели фурор. Публика была покорена не только её пластикой, но и неземной красотой, осиной талией и фантастическими сценическими костюмами. С этого момента её слава стала мировой.
География её гастролей впечатляет: от Берлина и Санкт-Петербурга до Нью-Йорка, она танцевала для королей и простой публики по всей Европе и Америке.
Скандалы и королевское внимание
Несмотря на славу, Клео всю жизнь боролась с предрассудками, причислявшими актрис и танцовщиц к «полусвету». Её репутация была безупречна, но слухи преследовали её. В 1896 году журнал «Иллюстрасьон» официально признал её «царицей красоты», выбрав из 130 претенденток.
В том же году грянул скандал: в Парижском салоне выставили мраморную скульптуру «Танцовщица» работы Александра Фальгьера. Все узнали в ней Клео де Мерод. Общественность была возмущена обнажённым изваянием, сама же Клео утверждала, что скульптор использовал лишь её лицо, а тело было создано с манекена.
Карлос Васкес Обеда. «Скульптура Клео де Мерод в Салоне»
Мариано Бенлёр. «Клео де Мерод», 1910
Среди её поклонников был и коронованный особь. Король Бельгии Леопольд II, человек замкнутый и уже немолодой, увидев Клео на сцене, потерял голову.
Ему был 61 год, ей — чуть за двадцать. Несмотря на то, что король был женат, молва мгновенно записала Клео в его фаворитки. Парижане зло шутили, называя короля «Клеопольдом», а карикатуры были беспощадны.
В своих мемуарах «Балет моей жизни» Клео категорически отрицала любую близость с монархом, но остановить волну сплетен было невозможно. «Я была ошеломлена размерами этой истории. Легенда разнеслась по всему миру... Я не знала, что делать», — писала она.
Даже спустя десятилетия, в 1949 году, её имя снова оказалось в центре внимания из-за книги Симоны де Бовуар «Второй пол», где Клео была названа «гетерой». Возмущённая танцовщица подала в суд, чтобы защитить своё имя, и выиграла дело, доказав, что её жизнь не была такой, как её представляли.
Икона стиля, пережившая время
Помимо красоты, Клео обладала безупречным вкусом, который диктовал моду всей Европе. Её знаменитая причёска «бандо» — волосы, уложенные гладким волнами, закрывающие уши и собранные в низкий пучок, — копировали тысячи женщин.
Ей подражали, даже когда сплетничали о ней. Её наряды, сочетавшие элегантность и экстравагантность, были произведениями искусства. Она умела носить одежду с непревзойдённым изяществом.
Сегодня эти наряды — жемчужины коллекции Парижского музея моды, Дворца Гальера, являясь свидетельством её роли в истории fashion-индустрии.
Robe en deux parties portée par Cléo de Mérode, Gravelle, Paris, 1900-1902 Taffetas, mousseline, dentelle mécanique, broderie de paillettes
Жакет Клео де Мерод, модельер Жак Дусэ, 1898−1900гг., Музей декоративного искусства, Париж
Закат карьеры и наследие
Сцену Клео де Мерод покинула в 1925 году, в 50 лет, что для балерины было исключительным долголетием. Переехав в Биарриц, она открыла танцевальную школу.
Она никогда не была замужем и не имела детей. Клео де Мерод скончалась в Париже в 1966 году в возрасте 91 года, прожив долгую и насыщенную жизнь.
Её могила на знаменитом кладбище Пер-Лашез увенчана надгробием работы Луиса де Перинато — испанского дипломата и скульптора, единственного мужчины, чьё имя она связала со своей личной жизнью.
Меняются эпохи, идеалы красоты и мода. Но есть красота, которая вечна. Со старых фотографий на нас смотрит женщина с таинственной, почти леонардовской улыбкой и спокойным, глубоким взглядом. Клео де Мерод остаётся немеркнущей звездой, чей свет, зажжённый в Belle Époque, продолжает сиять и сегодня.
Вас может заинтересовать:
📌 "Бельгия. БРЮССЕЛЬ: маленькое королевство и его большая молекула"
📌 "Роковая cтрасть or эмоциональный БДСМ: любовь к человеку или к страданиям?"
Ранее:
📌 "Евгений Урбанский: его любили красивые женщины, ласкала муза и обманула судьба"
📌 "ТЁМНАЯ СТОРОНА: ночные города в моём объективе"
✅©ГалопомПоЕвропам
Больше интересных статей здесь: Красота и здоровье.
Источник статьи: Красавица Belle Époque, первая фотомодель в истории: Клео де Мерод, икона стиля.