Красители

КрасителиМел бывает белый с желтоватым или сероватым оттенком. Комовый и молотый имеет по 3 сорта.

Из мела получают высококачественную замазку и шпаклевку, для чего применяют тонко помолотый мел. Из любого мела крупного помола можно получить самый тонкий отмученный мел следующим способом: одну часть мела заливают тремя частями воды, хорошо перемешивают, процеживают через частое сито, сливают в другую посуду и оставляют для отстоя. После оседания мела воду сливают и снимают сверху примерно половину его, просушивают, толкут и просеивают через частое сито.

Замазки и масляные шпаклевки готовят из совершенно сухого мела, просеянного через самое частое сито. Для придания желаемого цветового оттенка можно добавлять к мелу все порошкообразные пигменты, кроме свинцового сурика, вызывающего свинцовые отравления.

Для приготовления меловых или клеевых окрасочных составов (побелок) их процеживают через один слой марли. Крупные части мела при этом остаются на марле, что увеличивает расход материала. Белила — тонкие порошки белого цвета, получаемые при перемалывании прокаленного металлического цинка, углекислого свинца, титановых руд, литопона. Применяют белила для приготовления масляных красок и шпаклевок.

Укрывистость белил: титановых 50 - 75 г/м2, цинковых — 100—110 г/м2, литопоновых — 120 г/м2, свинцовых - 200-300 г/м2.

Желтые пигменты. Желтый цвет производит впечатление солнечного освещения. Цвет активный, оживляющий, бодрящий, способствует созданию хорошего настроения. При непостоянном воздействии повышает работоспособность. К желтым пигментам относятся охра, кроны.

Охра — краска желтого цвета с различными оттенками. Устойчива во всех отношениях. Если ее прокалить на огне, становится коричнево-красной и называется жженой охрой или чернядью. Укрывистость — 65-90 г/м2.

Кроны — краски от лимонного до оранжевого цвета. Бывают свинцовые и цинковые. Укрывистость — 110-190 г/м2.

Синие пигменты. Синий цвет — холодный, спокойный, пассивный. При воздействии его активность жизненных процессов уменьшается, возникает склонность к созерцательности. К синим пигментам относятся ультрамарин, лазурь.

Ультрамарин (синька) имеет зеленый и синий оттенки. Широко применяется в меловых и известковых окрасочных составах. Укрывистость — 50 г/м2.

Лазурь — совершенно нещелочестойкая синяя краска. Применяют ее только в масляных и эмалевых красках. От воздействия солнечных лучей темнеет. Для усиления цвета добавляется в небольших количествах в сажу. Укрывистость — 10—60 г/м2.

Красные пигменты. Красный цвет оказывает на человека возбуждающее действие активного, навязчивого, принудительного характера. При этом дыхание и пульс изменяются. При кратковременном воздействии красного цвета работоспособность повышается, при более длительном воздействии возникает чувство усталости, снижается работоспособность. К красным пигментам относятся сурик железный, сурик свинцовый, мумия, киноварь.

Сурик железный — краска кирпично-красного цвета. Укрывистость — 20 г/м2.

Сурик свинцовый — краска красно-оранжевого цвета. Ядовита, поэтому для внутренних работ не применяется. Укрывистость — 100 г/м2.

Мумия — краска от светло-красного до темно-красного цвета. Бывает искусственная и естественная, малоустойчива. Сначала дает яркие оттенки, но со временем темнеет и становится темно-буро-красной. Укрывистость — 30—60 г/м2.

Киноварь — краска разных оттенков. Бывает искусственная и естественная. Устойчива к кислотам и щелочам, меняет цвет под воздействием солнечных лучей. Укрывистость — 80—120 г/м2.

Зеленые пигменты. Зеленый цвет — нейтральный, мягкий, успокаивающий. Длительное его воздействие не утомляет и вызывает не сильный, но устойчивый подъем трудоспособности. Зеленый цвет может иметь множество оттенков, различно влияющих на человека. Так, в сочетании с желтым благоприятно действует на настроение, а в сочетании с синим приобретает свойства пассивных цветов. К зеленым пигментам относятся хромовые зелени, зелень свинцовая.

Хромовые зелени (окиси хрома) представляют собой смеси желтых кронов с лазурью, причем, изменяя Количество лазури в смеси, можно получить различные оттенки. Укрывистость — 40 г/м2.

Зелень свинцовая смесь желтых и синих красок, в частности, желтого крона с лазурью. Укрывистость — 28-70 г/м2.

Коричневые пигменты. Коричневый цвет — спокойный, сдержанный, вызывает ощущение тепла, способствует созданию спокойного, мягкого настроения, однако некоторые оттенки его могут вызвать мрачные мысли. К коричневым пигментам относятся умбра, сиена жженая.

Умбра — краска коричневого цвета различных оттенков. После обжига становится красновато-коричневой. Укрывистость — 40 г/м2.

Сиена жженая по своим свойствам близка к охре. Применяется главным образом при отделке различных поверхностей под дуб или ясень. Укрывистость небольшая. Черные пигменты. Черный цвет — мрачный, тяжелый, ассоциируется с ночью, темнотой. Резко снижает настроение. К черным пигментам относятся сажа, перекись марганца, древесный уголь и графит.

Сажа — черная краска — получается путем сжигания нефти или газа. Легкая, смешивается только с маслом, клеевой или мыльной водой. Укрывистость — 15 г/м2. Перекись марганца — природный минерал. Хорошо смешивается с водой. Укрывистость — 40 г/м2.

Древесный уголь и графит после измельчения и просеивания через чистое сито могут быть использованы в качестве черной краски. Укрывистость графита — 30 г/м2.

Металлические пигменты. К ним относятся бронзовые и алюминиевые порошки, которые применяются в основном для окраски металлов, а также при малярных работах. Укрывистость — 3—4 г/м2.

Большинство пигментов можно использовать в водных окрасочных составах, но не все в масляных и эмалевых. Известь и мел только в водных.

Щелочестойкие пигменты: сажа ламповая, перекись марганца, киноварь, мумия, сурик железный, охра, сиена, умбра, окись хрома, ультрамарин, а также пигменты лимонный, оранжевый, алый и бордо. Их можно применять во всех окрасочных составах. Остальные пигменты, — только в клеевых и эмульсионных.

Для получения окрасочного состава (колера) того или иного цвета или оттенка приходится применять один или несколько пигментов. Однако следует иметь в виду, что сухие пигменты сыпать в окрасочные составы не рекомендуется, так как невозможно их хорошо размешать и при окрашивании они оставляют полосы. Поэтому пигменты предварительно замачивают в воде, перемешивают и процеживают через частое сито. Затем вливают в состав тонкой струйкой, тщательно перемешивая.