«Красный граф» Алексей Толстой


        «Красный граф» Алексей Толстой          Недавно исполнилось ровно 130 лет со дня рождения писателя Алексея Николаевича Толстого. Сейчас уже мало кто помнит, что в советские времена его называли «красным графом». Дворянин по происхождению, Толстой поначалу категорически не принял Октябрьскую революцию 1917 года и эмигрировал за границу. Однако неприязнь вовсе не помешала ему через несколько лет вернуться на Родину и стать одним из самых любимых писателей Сталина.

ДВОРЯНСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Алексей Толстой родился 10 января 1883 года (по старому стилю - 29 декабря 1882 года) в уездном городке Николаевске Самарской губернии (ныне город Пугачев Саратовской области). Отцом будущего писателя был крупный землевладелец граф Николай Александрович Толстой, а матерью - Александра Леонтьевна, урожденная Тургенева, двоюродная внучка декабриста Николая Тургенева. Специалисты установили, что по линии отца Алексей-Толстой приходится дальним родственником другому великому русскому писателю, Льву Толстому.

При этом биографы указывают, что граф Николай Толстой был лишь биологическим отцом Алексея. Еще до рождения мальчика его мать из-за постоянных скандалов и обвинений в неверности сбежала от мужа к земскому чиновнику из Николаевска Алексею Аполлоновичу Вострому. В итоге брак Николая Толстого с неверной женой был расторгнут, а Самарская епархия постановила: Александру Леонтьевну оставить «во всегдашнем безбрачии», то есть запретить ей на всю оставшуюся жизнь вступать в церковный брак. Бывшая графиня вместе с сыном Алексеем перебралась в дом Бострома, и вокруг нее на долгие годы выросла стена общественного отчуждения.

Тем не менее, став взрослым, Алексей называл Бострома своим отцом. Только в 1896 году, когда назрела острая необходимость в продолжении образования, власти наконец-то разрешили выдать мальчику метрическое свидетельство о том, что он родился в дворянской семье. Лишь с этого времени подросток получил право именовать себя в документах «граф Алексей Толстой».


        «Красный граф» Алексей Толстой          Его детство почти целиком прошло в имении отчима в селе Сосновка Самарской губернии (сейчас поселок Павловка), где он получил достаточное для того времени домашнее образование. В 1897 году Алексей успешно поступил в Сызранское реальное училище, а в 1898 году перевелся в Самару. Только осенью 1900 года Бостром наконец продал свой хутор в Сосновке, и все смогли переехать в его собственный дом на Саратовской улице (в Самаре сейчас это улица Фрунзе, 155).

РЕАЛИСТЫ-ШКОДНИКИ

Интересные воспоминания об учебе будущего писателя оставил его одноклассник Евгений Ган, в советское время - кандидат технических наук, доцент Куйбышевского политехнического института.

«Помню, что, придя в первый раз после каникул в свой класс, я увидел высокого для своих лет, стройного мальчика с красивым лицом, - вспоминал Ган. - В целом Толстой 5, 6 и 7-го классов вспоминается мне как жизнерадостный, дружелюбно настроенный ко всем товарищам юноша, уже тогда проявлявший ту склонность и способность к юмору, которые в развитой уже форме сказались впоследствии на его произведениях... Он мог "отмочить" какую-нибудь шутку, огорошить кого-нибудь (включая учителей) неожиданной выходкой... которая могла окончиться достаточно неприятно для виновного».

Далее одноклассник приводит случай, когда он сам, Алеша Толстой и еще один ученик пришли по какой-то необходимости домой к учителю немецкого языка Кригеру, имевшему школьное прозвище Циркуль. Но в момент их визита немец куда-то ненадолго вышел, и прислуга разрешила мальчикам подождать его в гостиной. А тут оказалось, что на столе выставлен обед для хозяина дома: нарезанная ветчина, хлеб, салат и даже пиво. Время шло, но учитель все не являлся. И тогда, по словам автора воспоминаний, кто-то из мальчиков (может быть, даже Леша Толстой) решил попробовать хлеба с ветчиной и пива. К нему тут же присоединились другие. Кусок за куском - и уже через несколько минут тарелки оказались пустыми. И тут вдруг ученики услышали голос возвращающегося Циркуля. В ужасе от неминуемого наказания все трое выскочили на улицу через открытое окно и пустились наутек. На другой день Кригер пришел жаловаться к директору училища на «недопустимое поведение троих реалистов». Однако его прислуга не спросила у пришедших фамилий и не запомнила их в лицо, и потому всем троим хулиганам удалось избежать наказания за свое чревоугодие. Всплыла же эта история только в 1982 году, когда впервые были опубликованы воспоминания Гана. К тому моменту уже не было в живых ни его самого, ни его школьного приятеля Алексея Толстого.

УВЕКОВЕЧИЛ ОТЦА

В дальнейшем граф Алексей Толстой получил образование в Санкт-Петербургском технологическом институте и Высшей технической школе в Дрездене. В литературе он дебютировал в 1907 году поэтическим сборником «Лирика». В 1910-1912 годах писатель опубликовал романы -Чудаки» и «Хромой барин», а также цикл рассказов и повестей под общим название «Заволжье». Все эти произведения, по словам самого Толстого, были навеяны его впечатлениями о жизни в Самарской губернии и Самаре. По мнению критиков, его литературный персонаж. Мишука Налымов, самодур, пьяница и хам, в характере имеет много общего с биологическим отцом писателя - графом Николаем Толстым.

Октябрьский переворот, как уже было сказано, он не принял, и несколько лет жил сначала в Париже, а потом в Берлине. Но в 1923 году неожиданно для многих граф Толстой вернулся обратно, в Советскую Россию. Здесь в 1920-1930-х годах он написал свою знаменитую трилогию «Хождение по мукам», за которую впоследствии и получил первую Сталинскую премию. Второй такой же награды он удостоился за роман «Петр Первый», а третьей - уже посмертно за пьесу «Иван Грозный». Толстой скончался 23 февраля 1945 года, не дожив меньше трех месяцев до великого праздника Победы.

В 1983 году, к столетию со дня рождения писателя, в Самаре, в прежнем доме Алексея Бострома на улице Фрунзе, был торжественно открыт первый и до сих пор единственный в мире Музей-усадьба Алексея Толстого.

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО»

Несмотря на то что в большинстве своих произведений Алексей Толстой напрямую не прославлял коммунистический режим, советская власть не уставала осыпать его неслыханными для того времени благами, почестями и льготами. Ведь Сталин прекрасно понимал, что факт наличия в стране литературного гения подобного масштаба является в глазах всего мира мощным доказательством величия и непобедимости советского государственного строя.

Показательной в этом отношении является история создания знаменитой сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Еще в 1923 году Алексей Толстой, будучи в эмиграции, начал переводить на русский язык произведение Карло Коллоди «Приключения Пиноккио». Однако простой пересказ текста ему быстро надоел, и писатель снова вернулся к сюжету только весной 1934 года. Считается, что заказ на такую работу Тол* стому поступил с «верхов». Власть хотела получить от «красного графа» не просто сказку, а идеологически выдержанное произведение, которое должно было воспитывать в советских детях чувство классового превосходства по отношению к буржуазии.

От исходного текста «Приключений Пиноккио» Толстой в итоге ушел довольно далеко, и не только потому, что итальянская сказка не соответствовала принципам социалистического реализма. По оценкам критиков, произведение Коллоди излишне перенасыщено морализаторством и поучениями. А Толстому удалось вдохнуть в своих героев человеческие чувства, наполнить сказку жизнерадостностью, оптимизмом и весельем.

В августе 1936 года работа над «Золотым ключиком» была закончена, и автор передал рукопись издательству «Детгиз». Тогда же сказку начала печатать газета «Пионерская правда». Почти одновременно Толстой написал пьесу с тем же названием для Центрального детского театра, а в 1939 году подготовил сценарий одноименного фильма, который поставил режиссер Александр Птушко. До 1986 года «Приключения Буратино» в СССР издавались 182 раза, общий тираж превысил 14,5 миллиона изданий. Сказка была переведена на 47 языков мира.

По воспоминаниям современников, незадолго до окончания работы над книгой Алексей Толстой приезжал в Самару, и здесь им были написаны ее заключительные строки. Поэтому, по мнению общественности, вполне логичным выглядело бы открытие в родном городе Толстого не только памятника великому земляку, но и скульптурной композиции с изображением героев «Золотого ключика».

Валерий ВЕТРОВ

Тайны ХХ века № 6 (февраль 2013)