Культурный минимум: почему знание классиков — это не роскошь, а необходимость

Смерть создателя «Ералаша» Бориса Грачевского вызвала широкий общественный резонанс. Особое внимание привлекла публикация его молодой вдовы, Екатерины Белоцерковской, которая в соцсетях простилась с мужем, процитировав строки Сергея Есенина: «До свиданья, друг мой, до свиданья...». Реакция подписчиков оказалась показательной: среди соболезнований и обвинений в лицемерии выделился комментарий, автор которого искренне удивился, почему вдова называет мужа «другом». Этот вопрос, заданный в полной серьезности, обнажил глубокую проблему — тотальное незнание классической литературы.

Проблема не в Есенине, а в нас

Как педагог, работающий в школе, я могу заверить: творчество Сергея Есенина по-прежнему входит в обязательную школьную программу. Его стихи изучают с начальных классов, и шансов не столкнуться с одним из самых известных его произведений — «До свиданья, мой друг, до свиданья!» — у современного школьника практически нет. Тем тревожнее осознавать, что для многих молодых людей эти строки — просто набор слов. Возникает вопрос: что же они читают, если не классику? Ограничивается ли их кругозор лишь контентом из социальных сетей?

Эта история напомнила мне случай из 90-х годов. У моей подруги появился молодой человек. Однажды, зайдя в комнату, он увидел на серванте известную черно-белую фотографию Есенина. Внимательно изучив снимок, он с искренним любопытством спросил: «Это дедушка твой?». Услышав в ответ, что это поэт Сергей Есенин, парень лишь удивился: «А зачем тогда его фотография у вас за стеклом стоит?».

Обратите внимание: Можно ли узнать суть человека по строению его головы и выражению лица?.

Этот диалог стал красноречивым свидетельством культурного разрыва. Неудивительно, что вскоре пара рассталась — им попросту было не о чем говорить.

Уважение к памяти: история из Гурзуфа

Другой показательный эпизод произошел в те же 90-е в Гурзуфе. В парке местного санатория стоит скульптура Александра Сергеевича Пушкина, сидящего на скамейке. Тогда, будучи подростком, я стала свидетельницей, как двое детей лет восьми-десяти вовсю резвились на этом памятнике. В их руках таяло мороженое, и сладкие капли стекали по бронзовому лицу поэта. Картина была настолько возмутительной, что я не смогла пройти мимо. «Что же вы делаете! Это же ПУШКИН!!!» — вырвалось у меня. В моем голосе звучало столько искреннего негодования, что родители детей моментально среагировали: схватили их и увели, пристыженно бормоча что-то о заслуженном замечании. К счастью, тогдашние родители еще понимали ценность таких уроков.

Культурный код как основа идентичности

К чему же приводят все эти истории? К простой, но важной мысли: базовое знание национальной культуры — это не прихоть интеллектуалов, а необходимое условие для сохранения общей идентичности. В современном мире, возможно, не каждый обязан разбираться в тонкостях импрессионизма и отличать Мане от Моне. Однако путать философа Гегеля с писателем Гоголем — уже тревожный сигнал. А уж не знать Пушкина и Есенина, чьи строки стали неотъемлемой частью русского языка и сознания, для жителя России — это культурное самоубийство.

Призыв здесь прост и очевиден: давайте читать! Давайте интересоваться не только сиюминутными трендами, но и тем, что составляет фундамент нашей культуры. Это не вопрос снобизма, а вопрос уважения — к истории, к языку и в конечном счете к самим себе. Или вы считаете, что я не права? Что вы думаете по этому поводу?

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Обязаны ли россияне отличать Гоголя от Гегеля? А Пушкина и Есенина знать обязаны?.