Летние праздники наших дней

Среди летних праздников особой любовью и популярностью пользуется Иванов день. Интерес к народным традициям, к своим корням в области огромен. Однако в последнее время распространение получает унифицированная «общерусская» купальская обрядность. На Архангельском Севере купальская обрядность традиционно была менее развита по сравнению с Центральной Россией. В ней отсутствовали такие элементы, как плетение венков, костры и купание, но именно они и привлекают современных жителей края. В д. Лохново в 2004 г. встречали Ивана Купалу в ночь с 6 на 7 июля купанием в р. Пинеге. «Люди смывали свои грехи. Девушки опускали венки в воду и гадали по ним о суженом. На берегу развели костры, и все, кто выходил из воды, прыгали через костер»8. Праздник понравился всем участвовавшим настолько, что они решили собраться на следующий год и уже на метище.

Прикоснуться к народным традициям на Иванов день предлагает и музей «Малые Корелы», правда, с небольшим опозданием, гулянья проходят в выходные. Помимо традиционной ярмарки и концерта фольклорно-этнографического театра «Славутица» гостей праздника учат гадать на суженого, предлагают собирать травы и искать цветок папоротника, плутая в березовых рощах заповедника. Ближе к вечеру устраивается большое театрализованное представление с факелами и зажиганием костра. Самым популярным развлечением в последние годы стали прыжки через костер со своей «второй половинкой».

В последние годы Иванов день стал настоящим районным праздником в Яренске, Пинежье, Холмогорах. В с. Карпогоры съезжаются самодеятельные и хоровые коллективы из многих сельсоветов. Повсеместно сохранился обычай травособирания — собирают различные травы, так как, по поверьям, именно в этот день они наделены особой силой. «В Иванов день ходим за цветами. Примета есть, надо обязательно собрать 40 трав, если найдешь 40 трав разных, цветов (обязательно цветущее растение), у тебя год будет счастливым. В деревне много трав цветет, вот пырей, одуванчик. Что цветет, то и берешь». С этого дня повсеместно, как в былые времена, начинают заготавливать березовые веники, которые используют для бани и на корм скоту.

С 2001 г. во многих районах Архангельского Севера стали проводить съезжие праздники. Их появлению предшествовал конкурс «Культура Севера», поддержанный Институтом Сороса «Открытое общество», когда объединенный областной проект «Новая культура» получил грант на возрождение съезжих праздников. За несколько лет старинные съежжие праздники получили новую жизнь в Мезенском районе: в с. Лешуконском и д. Погорелец в Иванов день, в д. Жердь в Петров день, в д. Целегора в Сретенье и Богородицын день (21 сентября — Рождество Богородицы); в Лешуконском районе в д. Белощелье в праздник Девяти (Девятой пятницы), в Пинежском районе в д. Еркино в Иванов день и др. Безусловно, ведущая роль в этом принадлежит директорам и руководителям местных ДК и клубов. Благодаря бескорыстным и неутомимым стараниям Е.Г. Репицкой, директора клуба д. Кимжа Мезенского района, особую известность получил съезжий праздник Прокопьев день (21 июля), который проводится ежегодно с 2001 г. Его праздничная программа построена в основном на местном фольклорном материале и включает элементы традиционного праздника: шествие по улицам деревни в народных костюмах, приезд гостей из своего «гнезда» деревень: Жердь, Лампожена, Дорогорское, совместное застолье. В 2005 г. на праздник даже варили брагу, пекли пироги и запекали рыбу в латках, как в старину. На концерте показывали кимженскую кадриль, местные хороводы «столбы» и «круги», исполняли частушки.

В последнее время стало традицией в дни съезжих праздников устанавливать обетные кресты на месте разрушенных церквей и часовен. В Лешуконском районе, в д. Олеме, в день Троицы жители села поставили обетный крест на месте сгоревшей церкви, в с. Лешуконское — на месте часовни мученика Модеста.

Однако многие старожилы Мезенского района противопоставляют новые съезжие праздники старым традиционным, считая, что в современных съезжих праздниках основное место отводится развлекательной части, а все пришедшие являются только зрителями, а не активными его участниками. Даже в советское время, по воспоминаниям местных жителей, гуляли по три-четыре дня и веселились начиная с шести часов до двух часов ночи, ходили из дома в дом, навещая родственников и друзей. На следующий день шли в клуб на концерт, и после него продолжались песни и пляски под гармонь. К утру гости из ближних деревень разъезжались по домам, а дальние оставались еще и гуляли два-три дня. Современный праздник на селе пока ограничивается одним днем и одной концертной площадкой.