Летние праздники

Среди летних праздников выделялись Иванов (24 июня/7 июля) и Петров дни (29 июня/12 июля), так называемые Ивановки и Петровки. Иван Купала — один из важнейших народных годовых праздников, связанный с летним солнцеворотом.

На Архангельском Севере, как и в Центральной России, сохранились и своеобразно развились некоторые черты купальской обрядности. К этому празднику приурочивалась традиция сбора трав и летних гаданий. Ночью на Иванов день рвали различные травы, которые именно в этот день наделялись, по мнению крестьян, особой силой. Первоначально собирали травы для лечения и ворожбы/гадания (плакун-трава, изгон-трава). Но в начале XX в. травы, собираемые девушками, использовались в основном не как целебные, а для «присушивания», «привязывания» к себе любимых (вязелъ-трава).

В суровых климатических условиях Архангельского Севера сформировался своеобразный купальский ритуал: накануне Ивана Купалы обязательно парились в бане специальными вениками с целебными травами. Эти же веники служили и для гадания: после бани девушки выходили к реке и смотрели, поплывет или утонет брошенный в нее веник: в какую сторону веник поплывет, в ту сторону девушка и замуж выйдет. «В Иванов день ломали веники березово, осиново, рябиново и украшали их цветами всякими, ромашками, васильками. В бане парились ивановскими вениками, только помашемся и приговариваем: шелков веник, бумажно тело. Потом побежим веники в реку бросать. У кого потонет — несчастье, может, и помрет в этом году, у кого нет — хорошо будет»ы.

Взрослые и пожилые гадали о здоровье и судьбе. Если поплывет — год проживешь, утонет — в этот год умрешь. Можно предположить, что веники заменили более древний обычай — бросать в воду венки и гадать по ним о своей судьбе. Здесь, по-видимому, сохранилась память о более древнем приурочивании этого обычая, перенесенном у русских в центральных и южных губерниях на Троицу. Включение же в купальский ритуал парения в бане привело к тому, что венки стали заменяться вениками. Это объясняется не только климатическими условиями, но и большим значением бани в быту севернорусского крестьянина.

Петров день, по времени недалеко отстоящий от Иванова дня, входил в единый с Купалой праздничный цикл. Примечательно, однако, что именно в Мезенском крае Петров день дал название особым летним гуляниям — петровщинам, устраивавшимся в разные летние праздники от Пасхи до Ильина дня. Петровщина, так же как и метище, — своеобразное народное гуляние, проводившееся всегда в съезжие праздники. Главным событием таких гуляний становился молодежный хоровод, который в каждой деревне имел свое название: застенок, столбы, круги. В начале XX в. петровщи-ны воспринимались крестьянами в большей степени как общественные смотры невест, а не обрядовые танцы.

8/21 июля в Мезенском, Пинежском, Лешуконском краях отмечали Прокопьев день, во многих селах он считался съезжим праздником. «Прокопьев день — престол. В церковь сходят, а потом молодежь в застенки ходит». В Прокопьев день наряжались в сети, вымазывались сажей и ловили молодок первого года замужества, а как поймают — шли выкупать15. В этих местах на этот день были перенесены обряды Петрова Заговенья.

В этот же день в других местах Архангельского Севера, а также в центральных и южных районах России крестьяне отмечали Богородицын день — праздник, посвященный Казанской иконе Божьей Матери. Ильин день (20 июля/2 августа) также был почитаемым праздником на Архангельском Севере.

Из трех праздников во имя Спаса на Архангельском Севере, в отличие от Центральной и Южной России, отмечали лишь один Спасов день — Преображение Господне (6/19 августа), входивший в число двунадесятых непереходящих праздников.

Фролов день (день памяти мучеников Флора и Лавра 18/31 августа) — конский/лошадиный праздник — один из значительных в быту русского крестьянина. Во многих деревнях это был и престольный день. На Фрола и Лавра приводили лошадей к церквям и часовням и окропляли их святой водой.