Любовь и голуби. Тонули на съёмках, но продолжали работать над фильмом.

17 сентября 1983 года в карельском городке Медвежьегорск, на берегу Онежского озера, состоялся праздник. Съёмочная группа фильма «Любовь и голуби» отмечала день рождение режиссёра Владимира Меньшова. 44 года. А актрисе Янине Лисовской (она сыграла в картине старшую дочь Людмилу) в этот же день исполнилось 22 года. Праздновали, как и снимали эту картину – душевно.

Совпали не только дни рождения, совпало ощущение счастья, которое за эти дни испытал каждый человек в съёмочной группе. И никому в голову не могло прийти что совсем скоро всё показанное в картине назовут фальшам и насмешкой над советскими людьми.

Это только кажется, что режиссёр, получивший американскую премию «Оскар» автоматически становится любимчиком судьбы. Владимир Меньшов стал лауреатом Оскара в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» 1981 году за киноленту «Москва слезам не верит». И оказался в ловушке. Надо было продолжать работать дальше. Но он не имел представления каким должен быть следующий фильм что бы не повторяться и планку не уронить.

Случайный спектакль.

Однажды Владимира Валентиновича пригласили в московский театр «Современник» на премьеру спектакля о деревенской жизни. Меньшов даже особо и не хотел куда-то идти в этот вечер. Но в зрительном зале с ним что-то произошло. Он то по-настоящему рыдал, то через мгновение смеялся до слёз и весь зал реагировал так же. Спектакль назывался «Любовь и голуби».

Любовь и голуби. Тонули на съёмках, но продолжали работать над фильмом.

Первый сюжет будущей пьесы, подсказал случай. Однажды ночью к Владимиру Гуркину (автору «Любовь и голуби») пришёл расстроенный коллега. У него умерла жена. Он искал утешения, желательно в жидком виде и не меньше 40 градусов. Потом выяснилось, что история со смертью жены была придумана. Гуркин этот случай записал, а судьба продолжала подкидывать ему новые сюжеты. Немного позже, когда автор пьесы поехал с супругой в деревню, он там стал свидетелем местных сплетен про местного семейного Кузякина, который поехал на курорт лечить органы движения и познакомился там с дамой из руководства предприятия, на котором трудился.

Выяснилась интересная деталь, списывая персонажи с соседей Гуркин решил не менять ни имён, ни фамилий. Иркутский городок Черемхово, родина Гуркина и настоящих Кузякиных ,Меньшову не понравился. Неуютное было местечко. А режиссёру хотелось атмосферы сказки и народного пространства. И он понял, что советский, деревенский мир придётся создавать самому.

Кастинг по-советски.

Выбранных на главные роли актёров Владимир Меньшов пробами не утруждал. Задним числом его ассистенты вклеили в альбом фотопроб кадры из уже готового фильма. И всё-таки Михайлова и Дорошину режиссёр один раз пригласил перед съёмками на репетицию. Решил проверить их на совместимость. Ведь между актёрами была разница в возрасте в десять лет.

А Юрского и Тенякову на совместимость проверять было не надо. Они же муж и жена. Проблема была в другом. Тенькова органически не выносила съёмок в кино. Только театр, только сцена. Уговорить её оказалось невозможно. Тем более играть старуху. Хорошо, что у неё была одна слабость – грибы. Этим актрису и соблазнили отправиться на съёмки в деревню.

На детей Кузякиных пробы были. Янина – профессиональная актриса. А Лада ещё училась в школе. Её папа был клоуном. Мама – инспектором манежа в цирке. На Мосфильме она разглядывала красивых, наряженных и ярких девочек конкуренток и понимала, что шанцев нет. Её и так в школе дразнили Чуриковой. А именно она и приглянулась режиссёру.

Игорь Лях, который в результате сыграл сына, поначалу Владимира Меньшова не впечатлил. Режиссёр утвердил другого юношу, а тот сказал, что поехать в киноэкспедицию не сможет. А Игорь Лях смог. И сыграл. Людмилу Гурченко Меньшов пригласил, когда съёмки уже начались. И до последнего момента не был уверен. Ответит ли согласием актриса, которая только-только получила звание «народной».

Обратите внимание: Что такое настоящая любовь?.

Осталось найти самое важное для атмосферы фильма – голубей. Ассистенты режиссёра отправились за ними на птичий рынок.

Ощущение праздника наступило не сразу.

Для начала надо было помучаться.

Проблема была в том, что это была Пьеса. Хорошая пьеса для театральной сцены. И нам в фильме нужно было этот недостаток превращать в достоинство. И тогда мы специально для этого построили свою сцену в фильме. Это был всеми любимый двор Кузякиных. Деревянный, по-Сибирски настоящий. Пусть и в Карелии, но об этом зритель не знает.

Вспоминал Меньшов в одном из своих интервью.

В первый съёмочный день у режиссера ещё были сомнения, да такие что доводили его до отчаяния. Меньшов бегал по колено в воде во время ночных съёмок и ругал себя, а не актёров, за то, что не может придумать интересную сцену. Психанув на свою глупость, Меньшов поднял взгляд на верх и увидел на черном небе яркие звёзды. Эврика. Так родилась сцена со звёздами.

После этого появилась лёгкость и творческая свобода. И как-то само собой возникло дерево с искусственными букетами цветов. И никто не понимал зачем нужна режиссёру эта дверь, из которой Вася Кузякин выпадал в Черное море. Скептиков вокруг хватало. Но когда назло всем, задуманное получалось, Владимир Меньшов радовался как ребёнок. Откуда не возьмись, появился у фильма ещё один персонаж. Меньшов вызвался быть ведущим местного деревенского концерта. Людмила Гурченко для пущего эффекта предложила режиссёру свой парик. И у ведущего образовался роскошный чуб.

Курортный сезон в ноябре.

Купающихся Раису Захаровну и Кузякина снимали в Батуми. Был ноябрь, и температура воды составляла лишь +14 градусов выше нуля. Глядя на морскую холодную гладь, Гурченко прошептала: «Я еще со времён войны, холода боюсь больше всего. Но ничего не поделаешь». И она изображала беззаботно плавающею даму.

А Александр Михайлов в тот момент чудь не лишился жизни. Он падал с трёхметровой высоты. Под водой одежду с него срывали два водолаза. И всё было хорошо, но отказался развязываться шерстяной галстук. Актёр начал задыхаться. Чтобы выжить, там под водой, подрался с водолазами. В одном из интервью Михайлов рассказал, как это было:

Я врезал одному значит в маску. Второго лягнул в пах. И меня они отпустили. А то я начал задыхаться и мне нужен был глоток воздуха. Но вдруг один из водолазов, не зная, что у нас есть возможность отснять ещё несколько дублей, хватает меня за ногу и тащит обратно вниз. И снова пытаются развязать этот галстук. Хорошо, что у них был специальный подводный нож. Им то мне галстук и разрезали. А на поверхности у съёмочной группы была уже истерика, ведь они видели, что в воде происходит что-то не по плану.

Немного отлежался и снова в холодную воду. Галстук на этот раз был уже на ниточках и срывался очень легко. Но теперь предательски вылетели из головы все реплики. Тогда начала подсказывать Гурченко. Всё получилось только на следующий дубль. Оставалось по возможности беззаботно выйти из воды. А за кадром их уже ждали согрев и одеяло. Иначе бы заболели.

Голуби подвели.

Отрабатывать уплаченные за них деньги, пернатые отказались. Особенно молодой самец, который завидев свою подружку должен был рвануть с высоты в низ. Эти съёмки, пришлось перенести в Москву. Вся голубиная акробатика снималась на таганке.

Продолжение следует...

Друзья мои, это лишь часть большой статьи что я написал. Продолжение будет опубликовано уже в ближайшее время. Подписывайтесь в раздел что бы не пропустить новые публикации.

Больше интересных статей здесь: Отношения.

Источник статьи: Любовь и голуби. Тонули на съёмках, но продолжали работать над фильмом..