Представьте себе связку ключей. Один ключ заводит автомобиль, другой открывает дверь в церковь, третий — вход в квартиру. Но есть и духовный ключ, который способен открыть множество замков в человеческой душе и решить целый спектр внутренних проблем. Именно об этом уникальном инструменте и пойдет речь.
Корень проблем: внутренние состояния
Чтобы понять, какие именно замки предстоит открыть, обратимся к Первому посланию к Коринфянам. Церковь в Коринфе сталкивалась с множеством внешних трудностей: раздоры вокруг проповедников, судебные тяжбы между братьями, аморальное поведение, смешение с языческими культами, искажение сути Вечери Господней. Однако за всеми этими внешними проявлениями скрывалась одна глубинная причина — порочные внутренние качества самих верующих.
Апостол Павел прямо указывает на них: зависть, гордыня, раздоры (1 Кор. 3:3; 5:2). Особенно ярко эта внутренняя болезнь проявляется в главах 12–14, где речь идет о духовных дарах. Одни, обладая, как им казалось, менее значимыми дарами, завидовали другим. Те же, кто считал свои дары выдающимися, преисполнялись гордости. В основе всего лежал эгоизм — каждый думал в первую очередь о себе, а не о благе всей общины.
Если составить список этих духовных недугов коринфян, он окажется удручающим: нетерпеливость, отсутствие доброты, зависть, гордыня, грубость, эгоизм, раздражительность, подозрительность, бесчувственность. Естественная реакция на такой перечень — вопрос: возможно ли вообще исцелить столь больную общину? Ответ — да, и ключом служит любовь.
Любовь-агапе: лекарство для духа
В 1-м послании к Коринфянам, в 13-й главе, Павел не просто возвышает любовь над чудесными дарами. Он представляет ее как универсальное средство, исцеляющее каждую из перечисленных болезней духа. Давайте подробно рассмотрим описание любви в стихах 4–7, помня, что речь идет о высшей, жертвенной любви — агапе.
Против нетерпеливости: Любовь долготерпит
«Любовь долготерпит» (1 Кор. 13:4). В греческом оригинале здесь используется слово, обозначающее терпение по отношению к людям, способность сносить обиды, не мстя за них. Это качество подобно терпению Авраама Линкольна по отношению к Эдвину Стэнтону, который публично оскорблял его, но впоследствии, пораженный величием души Линкольна, признал в нем величайшего правителя. Такое терпение — пассивное, но могущественное проявление любви.
Против отсутствия доброты: Любовь милосердствует
«Любовь... милосердствует» (1 Кор. 13:4). Любовь активна в своей доброте. Она побуждает помогать, поддерживать, делать счастливыми других, следуя примеру Иисуса Христа. История о деловом человеке и мальчике-чистильщике обуви, который копил на цветы для похорон матери, — яркий пример того, как проявление простой человеческой доброты может изменить чью-то жизнь и тронуть самое черствое сердце.
Против зависти: Любовь не завидует
«Любовь не завидует» (1 Кор. 13:4). Зависть — разрушительный грех, лежавший в основе многих библейских трагедий: от убийства Авеля до предательства Иосифа. Современный мир постоянно подталкивает нас к сравнению: всегда найдется кто-то успешнее, талантливее, богаче. Любовь же, как любовь отца к своему одаренному ребенку или проповедника к своему преуспевающему сыну, заменяет зависть гордостью и благодарностью. Зависть угасает там, где расцветает истинная любовь.
Против гордыни: Любовь не превозносится
«Любовь не превозносится, не гордится» (1 Кор. 13:4). Если зависть — реакция на чужой успех, то гордыня — на свой собственный. Любовь не позволяет человеку раздуваться от самомнения. Истинное смирение, к которому призывает Писание (Рим. 12:3), — это не думать о себе плохо, а просто меньше думать о себе, сосредоточив внимание на нуждах других. Любовь стремится не к самовозвеличиванию, а к возвышению ближнего.
Против грубости: Любовь не бесчинствует
Любовь «не бесчинствует» (1 Кор. 13:5), то есть не ведет себя неприлично, не грубит, учтива. Это может показаться мелочью на фоне других качеств, но в основе истинной учтивости лежит глубокое уважение к чувствам другого человека. Грубое поведение верующих, особенно на публике, может свести на нет их свидетельство о Христе, превратив церковь в посмешище. Любовь же проявляется в повседневной вежливости, такте и внимании.
Против эгоизма: Любовь не ищет своего
Любовь «не ищет своего» (1 Кор. 13:5). Возможно, это самое точное определение любви-агапе: желание высшего блага для любимого. Эгоист спрашивает: «Что мир должен мне?». Человек, движимый любовью, спрашивает: «Что я должен миру и ближнему?». Он заботится не о своих правах, а о своих обязанностях, следуя примеру Христа (Фил. 2:3-5).
Против раздражительности: Любовь не раздражается
Любовь «не раздражается» (1 Кор. 13:5). Вспыльчивость разрушает отношения и ранит души. Любовь же не позволяет себя легко спровоцировать, потому что она не сосредоточена на собственном «я». Если мое эго не стоит в центре вселенной, то мнимые или реальные обиды не будут так сильно задевать меня. Сила, позволившая Христу безропотно идти на крест, — это та же сила любви, которая может укротить и наш нрав.
Против подозрительности: Любовь не мыслит зла
Любовь «не мыслит зла» (1 Кор. 13:5). Часто мы склонны верить худшему о мотивах других людей. Любовь же, напротив, всегда готова истолковать поступок в лучшую сторону («всему верит», ст. 7). Более того, любовь не ведет «бухгалтерию обид», не записывает ошибки ближнего, чтобы предъявить счет позже. Она способна прощать и забывать, потому что не зациклена на нанесенном ей ущербе.
Против бесчувственности: Любовь сорадуется истине
Любовь «не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13:6). Это не всепрощенческое равнодушие. Истинная любовь печалится, когда человек поступает неправедно, ибо это вредит его душе. Она не злорадствует при падении других, даже врагов (Прит. 24:17). Ее радость — в торжестве истины и праведности, в духовном преуспевании ближнего. Любовь заботится о вечной участи человека.
Всеобъемлющая сила любви
Стих 7 подводит итог: «Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Обратите внимание на повторяющееся слово «все». В этом — суть. Для любви нет исключений, полумер или условий. Она действует всегда, везде и по отношению ко всему. Это постоянная, неугасимая, всепреодолевающая сила.
Заключение: призыв к преображению
Таким образом, 1-е послание к Коринфянам, 13-я глава, провозглашает любовь Божьим ответом на множество человеческих проблем. Это не слабость, а величайшая сила. Это не просто эмоция, а сознательный, трудный и ежедневный выбор.
Размышляя над этим отрывком, приходишь к трем выводам:
1. Любовь — это не легкость, а трудный и постоянный путь, требующий усилий.
2. Каждому из нас предстоит долгий путь, чтобы по-настоящему научиться любить.
3. Без этой любви невозможно стать тем, кем нас задумал Бог, угодить Ему и обрести вечную жизнь.
Поэтому наша молитва должна быть обращена к Богу с просьбой помочь нам забыть о себе, научиться думать о других и обрести эту преображающую силу истинной любви, явленной в Иисусе Христе.
СБОРНИК УРОКОВ: ИИСУС ХРИСТОС
С Богом по жизни
30 сентября
#любовь #люби #любить #1 коринфянам #христиане #христианство #религия #христианин #любовь к ближнему #библия
Еще по теме здесь: Отношения.
Источник: Любовь – божий ответ на многие проблемы.