
Малаккский пролив заслужил репутацию самого оживлённого морского коридора на планете. Служа ключевым связующим звеном между Тихим и Индийским океанами, он напоминает узкое бутылочное горлышко, через которое ежедневно проходит свыше сотни крупных судов. Контроль над этим стратегическим маршрутом на протяжении веков оспаривали различные державы. Сегодня пролив сталкивается с двумя главными вызовами: экологическими катастрофами, например, из-за аварий танкеров, и постоянной угрозой со стороны пиратов.
Береговая линия пролива представляет собой живописную мозаику из коралловых рифов и уединённых песчаных пляжей, скрывающих за своей красотой серьёзные проблемы.
Стратегическая артерия мирового значения
Плотность судоходства в Малаккском проливе настолько высока, что корабли здесь рискуют попасть в «пробку» с той же вероятностью, что и автомобили на загруженной автомагистрали.
Пролив протянулся между индонезийским островом Суматра и западным побережьем Малайского полуострова, частично принадлежащего Таиланду. Он служит мостом между Андаманским морем (Индийский океан) и Южно-Китайским морем (Тихий океан). Южные ворота пролива — это глобальный порт Сингапур.
Глубина вод варьируется: на юге пролив довольно мелководен, но к северу, ближе к соединению с Андаманским морем, глубина увеличивается. Судоходство осложняют многочисленные мелкие острова, рифы, отмели и мели, сформированные наносами рек Суматры. Навигацию облегчает лишь слабое течение, в основном северо-западного направления.
Пролив лежит в пределах Сундского шельфа и сформировался после подъёма уровня Мирового океана в конце последнего ледникового периода. В отличие от соседних регионов, он не затронут активной тектоникой. За тысячелетия на его берегах сформировались обширные заболоченные территории и густые мангровые леса, особенно у восточного побережья Суматры.
Климат здесь экваториальный, жаркий и влажный, с выраженным муссонным характером. Множество впадающих рек опресняют воду, снижая её солёность.
Своё название пролив, вероятно, получил от Малаккского султаната, господствовавшего здесь в XV–XVI веках, или же от важного порта Мелака (ныне город Малакка). Европейцы открыли этот путь лишь в XVI веке и были поражены развитием местных портовых городов, не уступавших европейским по активности и инфраструктуре.
Контроль над проливом последовательно переходил от португальцев (с 1511 года) к голландцам, а затем к англичанам, которые окончательно укрепили своё влияние в начале XIX века. Колониальная эпоха стимулировала рост судоходства, и сегодня Малаккский пролив — это главная морская магистраль для грузов между Европой, Восточной Азией, Ближним Востоком и Северной Америкой.
Угрозы и вызовы: экология и безопасность
Интенсивная эксплуатация пролива породила две масштабные проблемы: экологическую уязвимость и пиратство.
Как кратчайший и исторический путь между Индией и Китаем, пролив всегда был чрезвычайно загружен. Его значение многократно возросло с развитием Сингапура. Это единственный крупный пролив с активным накоплением речного ила, что, однако, не снижает трафика.
Ежегодно через пролив проходит около 50 тысяч судов, что составляет 20–25% мирового морского товарооборота. В пиковые дни это число достигает 900 судов. Через него также осуществляется четверть всех морских перевозок нефти — около 11 миллионов баррелей в сутки, и этот объём растёт вместе с потребностями экономик Азии. Дополнительную ценность придали обнаруженные в акватории пролива нефтяные месторождения.
Уникальность пролива и в его богатейшей экосистеме: коралловые рифы являются домом для 36 видов рифообразующих кораллов и множества морских обитателей.
Однако интенсивное судоходство несёт серьёзные риски. Узкие участки, подобные бутылочному горлышку, повышают вероятность катастроф, подобной аварии танкера «Маерск Навигатор» в 1993 году, последствия которой ощущаются до сих пор. Дополнительные сложности создаёт сезонное задымление от лесных пожаров на Суматре, снижающее видимость до 200 метров и ведущее к авариям. Этой ситуацией пользуются пираты, на чью долю приходится до 30% всех нападений в мире. Для борьбы с ними Малайзия, Индонезия и Сингапур организовали совместное военное патрулирование акватории.
Любопытные факты
■ Местных пиратов, или «ланунов», часто можно встретить в лабиринте бухт архипелага Лангкави. Многие из них — потомки народов, веками живших на воде, и отлично знают пролив. Их традиционное оружие — паранг, длинный нож, похожий на мачете.
■ На дне пролива, согласно легендам, покоится один из самых ценных затонувших грузов в истории — сокровища с португальского корабля «Флерде-ла-мар», потерпевшего крушение в 1512 году.
■ В мае 1945 года в проливе произошло морское сражение, в ходе которого британский флот потопил японский крейсер «Хагуро».
■ «Плавающая мечеть» (Селат-Мелака), построенная в 2006 году на искусственном острове, во время прилива создаёт иллюзию, будто парит над водой.
■ На западном побережье Малайзии сохранился один из древнейших в мире тропических лесов, находящийся под угрозой из-за неконтролируемых вырубок.
Достопримечательности региона
■ Малайзия: В Джохор-Бару — Большой дворец (Истана-Бесар, XIX в.) и мечеть султана Абу-Бакара. В Кланге — Музей олова и дворец султана Истана Алам-Шах. В Джорджтауне (о. Пенанг) — Форт Корнуэлис (XVIII в.) и Чайнатаун. В Малакке — португальский форт А'Фамоза и старинная ратуша.
■ Индонезия: В Банда-Ачехе — Великая мечеть Байтуррахман (XIX в.).
■ Природные объекты: Архипелаг Лангкави с фермой крокодилов и водопадами, Морской национальный парк Тарутао в Таиланде, остров Рупат с поселениями народа кубу.
■ Современные: Упомянутая «Плавающая мечеть» (2006 г.).
Атлас. Целый мир в твоих руках № 136