Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) — это не просто символ Парижа, а живая летопись Франции, воплощенная в камне. Его готические шпили рассказывают о расцвете Парижа как духовного и экономического сердца Европы в XII веке, а шрамы, оставленные Французской революцией, напоминают о бурной истории страны и сложных отношениях собора с монархией, которые едва не привели его к гибели.
Ежедневно тысячи посетителей восхищаются его величественными витражами и устремленными ввысь арками, но за фасадом этой архитектурной иконы скрывается множество удивительных секретов и малоизвестных историй, которые делают его еще более загадочным и притягательным.
Древнее языческое прошлое
Земля, на которой возвышается собор, хранит память о далеком прошлом. Когда-то здесь располагался галло-римский город Лютеция. Историки полагают, что Нотр-Дам мог быть построен прямо на фундаменте древнего языческого храма. В 1710 году при раскопках были обнаружены фрагменты алтаря, посвященного верховному богу Юпитеру и другим божествам. Позже, в 1960-х и 1970-х годах, археологи нашли здесь еще больше архитектурных руин, возраст которых относится к античной эпохе, что подтверждает сакральную значимость этого места на протяжении многих веков.
Пионер готической архитектуры

Нотр-Дам стал одним из первых зданий в мире, где были применены новаторские «летающие» аркбутаны. Эти внешние каменные арки, построенные в XII веке, выполняли crucialную функцию: они брали на себя нагрузку от высоких стен, позволяя архитекторам прорезать в них огромные оконные проемы для витражей. Этот элемент стал визитной карточкой готического стиля. Хотя ведутся споры, был ли парижский собор абсолютно первым, он точно задал мощный тренд в религиозной архитектуре на столетия вперед.
Короли, обезглавленные дважды
В разгар Французской революции, в 1793 году, разъяренная толпа, вдохновленная казнью Людовика XVI, напала на собор как на символ старого режима. Были варварски разрушены 28 каменных статуй библейских царей, украшавших фасад. Их головы были отбиты и считались утерянными навсегда. Удивительно, но в 1977 году 21 из этих голов была случайно обнаружена во время ремонтных работ в подвале одного из парижских банков. Сегодня эти уникальные артефакты можно увидеть в музее Средневековья (музее Клюни), расположенном неподалеку от собора.
Неидентичные башни-близнецы
На первый взгляд две главные башни собора кажутся абсолютно одинаковыми. Однако при детальном рассмотрении становится заметно, что северная башня чуть выше своей южной «сестры». Кроме того, у них различается форма и оформление окон. Эта асимметрия объясняется тем, что разные части Нотр-Дама строились и достраивались на протяжении десятилетий, а иногда и веков, впитывая в себя меняющиеся архитектурные веяния. Таким образом, собор представляет собой своеобразный коллаж из различных эпох и стилей.
Колокола, ставшие пушками
В годы революционного вандализма пострадали не только короли. Практически все колокола собора, а их было около двадцати, были сняты и отправлены на переплавку для производства артиллерийских орудий. Чудом уцелел лишь самый большой колокол по имени Эммануэль. В XIX веке колокола заменили, но новые не могли сравниться со старинными по качеству звучания и часто звучали разрозненно. Лишь в 2013 году, к 850-летию собора, был создан и установлен совершенно новый ансамбль колоколов, который вернул Нотр-Даму его историческое, гармоничное звучание XVII века.
Горгульи — детище XIX века

Знаменитые горгульи и химеры, взирающие на Париж с высоты фасадов, — один из самых узнаваемых образов собора. Однако мало кто знает, что эти мифические стражи появились здесь сравнительно недавно. Они не являются частью оригинального средневекового замысла, а были добавлены в период масштабной реставрации под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка между 1843 и 1864 годами. Их создали, чтобы оживить облик собора и придать ему еще более таинственный и готический вид.
Величайший орган Франции
Орган Нотр-Дама — настоящий король среди музыкальных инструментов. Он является самым большим во Франции и насчитывает около 8000 труб, некоторые из которых были изготовлены еще в XVIII веке. Инструмент имеет пять клавиатур для рук и одну для ног. На его декоре до сих пор можно увидеть следы революционного времени, когда с него были сбиты королевские символы — геральдические лилии (флёр-де-лис). К 850-летию собора орган также прошел тщательную реставрацию, вернувшую ему былое великолепие.
Нулевой километр Франции
Прямо на площади перед собором, в самой гуще туристического потока, на мостовой можно найти скромный, но исторически важный знак — бронзовую звезду. Это «Точка нулевого километра» (Point Zéro) дорог Франции. Именно от этого места традиционно отсчитываются все расстояния от Парижа до других городов страны. Знак был установлен в 1924 году, а в 1960-х его временно убрали для археологических раскопок, которые, впрочем, быстро прекратили, обнаружив под площадью новые древние руины.
Фото: Goodfon