В этом материале мы представляем вам нашего психолога, Маргариту Буданову. Это человек, который не просто знает секреты нашей команды, но и глубоко понимает их истоки. Она расскажет о том, зачем нужна спортивная психология, чем она занимается и как из юных талантов вырастают настоящие чемпионы.
Путь в профессию: от системного техника к спортивному психологу
Маргарита Буданова — кандидат медицинских наук. Её профессиональный путь начался не с психологии. Изначально она получила техническое образование по специальности «Системо-техник», что сформировало у неё системный подход к решению задач. Позже она окончила психологический факультет МГУ, где училась на первом в стране курсе, готовившем практических психологов, под руководством знаменитого учёного Юлии Борисовны Гиппенрейтер.
Маргарита работала с детьми и родителями, проводила тренинги личностного роста и менеджмента. Со временем она поняла, что её истинный интерес — помогать людям раскрывать свой потенциал и двигаться вперёд. Это привело её к окончанию канадского Эриксоновского университета по специальности «Коучинг в менеджменте». Коуч, по её словам, — это специалист, который развивает потенциал другого человека. Именно это желание — помогать людям не просто решать проблемы, а расти — и привело её в спорт, где запрос на развитие максимален.
Фото Яндекс
Спортивная психология: от теории к практике
Маргарита отмечает, что у советской спортивной психологии были глубокие корни и серьёзная теоретическая база, однако часто возникал разрыв между теорией и практикой. Именно поэтому для неё был важен курс, нацеленный на подготовку практиков, способных решать широкий круг реальных задач.
Когда подключается психолог? От «пожарника» к системной работе
К сожалению, до сих пор распространён подход, при котором психолога воспринимают как «пожарника» или «волшебника», которого вызывают, когда что-то сломалось или осталась неделя до старта. Идеальная же модель — это заблаговременная, планомерная работа.
За почти 35 лет практики Маргарита работала со спортсменами всех уровней — от начинающих до олимпийцев. Она убеждена, что на каждом этапе есть свои ключевые моменты для формирования. Работа должна начинаться с родителей, которые приводят детей в спорт. Важно сформировать у них правильные установки, объяснить, что их роль — быть родителями, а не тренерами.
Конфликт «тренер — родители» и продуктивные отношения
Самые сложные ситуации возникают, когда родитель пытается взять на себя функции тренера. Успех в спорте во многом зависит от продуктивных отношений между всеми участниками процесса: спортсменом, тренером и родителями. Для этого родителям важно осознавать свою собственную мотивацию, а тренеру — открыто рассказывать о задачах и ожиданиях на каждом этапе.
Работа с разным возрастом: инструменты и подходы
При работе с детьми и взрослыми используются немного разные инструменты, хотя некоторые методы универсальны. Главный вопрос, по мнению Маргариты, — насколько сам человек хочет развиваться и заинтересован в процессе. Также важно, кто был инициатором обращения — родитель, тренер или сам спортсмен.
Профессия в поиске признания
Маргарита не согласна с тем, что профессия спортивного психолога была дискредитирована. Скорее, она всё ещё недостаточно востребована и сталкивается с неинформированностью. Многие тренеры просто не знают о возможностях, которые даёт психолог в команде. Для успешного сотрудничества важна человеческая совместимость, сходные ценности и подходы.
Сотрудничество с Ниной Мозер: общие ценности
С тренером Ниной Мозер Маргарита сотрудничает уже около 15–17 лет. Их познакомил общий проект, связанный с воспитанием детей. Важнейшее, что их объединяет, — отношение к спортсмену прежде всего как к человеку, а не просто к источнику достижений. Нина Михайловна глубоко переживает не только за спортивные, но и за жизненные дела своих подопечных.
Психолог и тренер: тонкая грань и общие задачи
Между тренером и спортсменом существует особая связь, «вибрация». Хороший тренер по сути является бытовым психологом. Однако есть задачи, которые тренер решить не может, и обращение к психологу — это признак зрелости и понимания современных реалий, а не педагогической неудачи.
Психолог может помочь в разных ситуациях: при приходе нового спортсмена в группу (диагностика и рекомендации), при смене партнёров в паре, при налаживании коммуникации между ними. Также критически важна работа психолога в вопросах, связанных с весом, питанием и формированием тела у девочек-подростков, где требуются специальные профессиональные навыки.
Этика и границы профессии
Психолог — не друг спортсмена. Это профессионал, который работает в рамках чётких договорённостей о конфиденциальности. Личные вопросы, обсуждаемые на сессиях, не становятся достоянием тренера. Однако если действия спортсмена могут нанести вред его профессиональной деятельности, психолог обязан поставить его перед выбором: проинформировать тренера или прекратить работу.
Работа требует эмпатии и принятия, но не допускает полного эмоционального слияния с проблемами клиента. Нужно найти гармоничную середину между пониманием и профессиональной отстранённостью. Мысли о работе, поиск решений продолжаются и после окончания рабочего дня, но это не должно мешать личной и семейной жизни.
Цели на новое четырёхлетие
Главная задача — сделать психологическое сопровождение более планомерным, не допуская перехода в режим «пожарной команды». Важно работать на опережение, замечая те моменты, которые могут ускользнуть от внимания в насыщенном тренировочном графике. Кроме того, создание сильной конкурентной среды внутри команды само по себе становится мощным стимулом для роста каждого спортсмена.
Фото Яндекс
С таким подходом и поддержкой спортсмены команды MozerTeam отправляются на чемпионат России. Они — часть сильной среды, в создании которой, наряду с другими профессионалами, участвует психолог Маргарита Буданова.
#mozerteam #фигурное катание #нина мозер #маргарита буданова #спортивная психология
Если вам интересно с нами, поставьте, пожалуйста, лайк или подпишитесь в раздел
Еще по теме здесь: Психология.
Источник: Маргарита буданова: дарящая руку помощи.