

Версальский двор служил не только политическим центром Франции, но и главной сценой для демонстрации моды. Начиная с эпохи Людовика XIV, именно монархи и их семьи задавали тон в стиле, а аристократия внимательно следила за каждым их нарядом, чтобы не отставать от новых веяний. При дворе существовал целый свод строгих правил, регламентировавших выбор платьев, тканей и украшений в зависимости от времени года, суток и характера мероприятия.
Австрийская принцесса при французском дворе
Мария-Антуанетта, австрийская принцесса, прибыла во Францию как невеста наследного принца — этот брак был призван укрепить союз между двумя державами. Однако роль королевы в то время была в значительной степени церемониальной и ограничивалась, в первую очередь, обязанностью родить наследника. Оказавшись в Версале, юная королева столкнулась с изолированностью и сложными дворцовыми интригами. Лишённая реального политического влияния, Мария-Антуанетта увидела в моде и собственном стиле единственный доступный способ самовыражения и воздействия на общественное мнение.




Рождение первого ребёнка заставило себя ждать более восьми лет, и в этот период королева всё больше погружалась в мир развлечений и моды. Она не была дизайнером в современном понимании, но стала ключевой медийной фигурой, продвигавшей новые тенденции. Её публичный образ работал как мощный инструмент влияния, что роднит её с современными иконами стиля. Именно поэтому её фигура до сих пор вдохновляет дизайнеров, вызывая скорее восхищение, чем осуждение.
Расточительность и бунтарство
В XVIII веке каждый наряд Марии-Антуанетты становился предметом всеобщего обсуждения, и вскоре она закрепила за собой репутацию главной законодательницы моды. Однако самым шокирующим аспектом был беспрецедентный уровень её экстравагантности. В то время как французская казна пустела, а народ страдал от непосильных налогов, королева, воспитанная в неведении о народных бедах, продолжала тратить колоссальные суммы на свой гардероб. Её прозвали «мадам Дефицит», и не без оснований: ежегодный бюджет на одежду оценивался в миллионы, а в день на наряды могло уходить астрономические по тем временам суммы. Королева придерживалась правила никогда не надевать одно и то же платье дважды, меняя за день несколько сложных туалетов — утренний, дневной и вечерний. Старые наряды она раздавала фрейлинам или выставляла в своих версальских гардеробных.




В своих стилистических экспериментах Мария-Антуанетта была настоящей революционеркой. Она бросала вызов условностям, появляясь, например, в мужском охотничьем костюме, что было неслыханно для женщины её статуса. Ещё более скандальным стал портрет кисти Элизабет Виже-Лебрен «Мария-Антуанетта в сорочке», на котором королева изображена в простом белом муслиновом платье, больше похожем на нижнее бельё. Общественность сочла это крайне неприличным, что вынудило художницу создать более официальный вариант портрета — «Мария-Антуанетта с розой».




Один из самых противоречивых предметов одежды, которую носила Мария-Антуанетта, был запечатлен Элизабет Виже-Лебрен на ее картине 1783 года под названием «Мария-Антуанетта в сорочке» или «Мария-Антуанетта в платье». Королева была изображена в легком драпированном белом муслиновом платье.
Обратите внимание: Сумки Di Gregorio - сочетание классики, грации и роскоши.
Однако критики сочли это слишком рискованным и совершенно неуместным в качестве повседневного наряда для королевы. Из-за того, что картина вызвала столько споров, Элизабет Виже-Лебрен написала аналогичный портрет королевы с розой в том же году, но в парадной одежде. Вторая картина называлась «Мария-Антуанетта dit à la Rose» («Мария-Антуанетта с розой»).



«Министр моды» Роза Бертен
Ключевую роль в создании имиджа королевы сыграла её подруга и портниха Мари-Жанна (Роза) Бертен. Открыв собственный модный дом в Париже, Бертен быстро завоевала доверие аристократии, а в 1772 году стала личным «министром моды» Марии-Антуанетты. Для королевы она создавала невероятно сложные и экстравагантные наряды, включая знаменитое «платье а-ля полонез». Бертен также была новатором в маркетинге: она рассылала по европейским дворам фарфоровых кукол, одетых по последней парижской моде, — так называемых «пандор», которые служили живыми каталогами новых тенденций.




После Французской революции бизнес Бертен рухнул, и она была вынуждена бежать в Лондон. Однако с восстановлением порядка она вернулась в Париж и вновь достигла успеха, став, среди прочего, портнихой для Жозефины Богарне, будущей императрицы Франции.
Коллекция обуви
В отличие от платьев, страсть королевы к обуви была относительно скромной. Одной из немногих сохранившихся пар являются изящные шёлковые туфли в розово-зелёную полоску с деревянным каблуком, предположительно подаренные ей в молодости. Размер обуви соответствует современному 36-му, что даёт представление о её хрупком телосложении. На аукционе в 2010 году эти туфли не были проданы, несмотря на высокий эстимейт, что лишь подчёркивает их уникальность как исторического артефакта.


Репутация, которую не удалось спасти
Мария-Антуанетта осознавала, какой образ сложился о ней в народе, и пыталась его исправить — в том числе с помощью искусства. Ярким примером стала картина Элизабет Виже-Лебрен 1787 года, изображающая королеву в окружении детей в величественном красном бархатном платье. Красный цвет и бархат, символы королевской власти и силы, были призваны представить её как любящую мать и достойную правительницу. Однако эти усилия оказались запоздалыми. Как метко заметил её брат, император Иосиф II, её пышные парики были «слишком легки, чтобы нести корону». Роскошь её гардероба окончательно закрепила в глазах народа образ беспечной расточительницы, что стало одной из косвенных причин падения монархии и её трагической казни на гильотине в 1793 году.


Фото: Getty Images, Legion Media
Виктория ГринькоБольше интересных статей здесь: Мода и красота.
Источник статьи: Мало кто из королевских особ мира сравнится с французской королевой Марией-Антуанеттой в любви к роскоши, расточительности, веселью и моде..