Взаимоотношения между родителями и детьми представляют собой сложный, многогранный процесс, который сложно уложить в строгие рамки классификаций. Истинные причины конфликтов и потери взаимопонимания часто известны только самим участникам семьи, а внешние наблюдатели могут лишь строить догадки. В этом вечном диалоге поколений важно находить баланс между собственными убеждениями и уважением к интересам другой стороны. Взрослым необходимо осознавать, что неверно выбранная стратегия воспитания и кардинальное расхождение во взглядах на жизнь могут привести к полному разрыву общения, когда дети повзрослеют. Мировоззрение и характер ребенка напрямую зависят от той модели поведения, которую демонстрируют родители в процессе его взросления.
С момента рождения малыша родители окружают его заботой, вниманием и обеспечивают всем необходимым. Помимо базовых потребностей, они занимаются воспитанием, которое по сути является передачей накопленного жизненного опыта. Для этого существует множество методов и подходов, но ключевую роль играет избранная модель семейных отношений.
Общение внутри семьи становится фундаментом для формирующегося сознания ребенка. Именно на основе домашних примеров он впоследствии будет интерпретировать события внешнего мира. Радости, обиды, привычки и даже душевные травмы, полученные в детстве, становятся тем внутренним компасом, на который человек опирается на протяжении всей жизни.
Какие бывают отношения между родителями и детьми
Психологи и педагоги обычно выделяют пять основных типов взаимоотношений в семье:
– диктатура,
– убеждение,
– дружелюбие,
– бесчувственность,
– наставничество.
Диктатура: контроль, ломающий личность
Выбирая модель диктатуры, родители стремятся установить тотальный контроль над всеми аспектами жизни ребенка, часто оправдывая это благими намерениями. Однако результатом такой гиперопеки становится не формирование сильной личности, а развитие у ребенка психических расстройств, тревожности и неуверенности в себе.
В такой системе ребенок лишен возможности проводить достаточно времени со сверстниками, оставаться наедине со своими мыслями и делать выбор, исходя из собственных предпочтений. Его хрупкий внутренний мир полностью подчинен воле взрослых, которые, по сути, лишают его права на беззаботное и самостоятельное детство.
Безусловно, родители должны предъявлять к ребенку определенные требования, основанные на нормах морали и конкретных жизненных ситуациях. Однако, как отмечал педагог А.С. Макаренко, максимальная строгость должна сочетаться с максимальным же уважением и доверием к личности ребенка. В противном случае требовательность превращается в жесткое давление и деспотизм.
Родители, использующие методы приказа, насилия и угроз, неизбежно сталкиваются с сопротивлением со стороны ребенка. В ответ на принуждение он может реагировать грубостью, обманом, лицемерием, а иногда и открытой ненавистью. Даже если сопротивление будет сломлено, такая «победа» окажется пирровой: будут растоптаны такие ценные качества, как самостоятельность, активность, вера в себя и чувство собственного достоинства.
Авторитарность взрослых, пренебрежение интересами и мнением ребенка, лишение его права голоса в вопросах, которые его касаются, — всё это ведет к катастрофическим последствиям для развития его личности.
Сложно предсказать, каким вырастет ребенок, ставший жертвой такой системы. Возможно, из него получится приспособленец, трус или, наоборот, будущий деспот и циник. Бесспорно одно: положительного эффекта от воспитания, построенного на диктате, ждать не приходится. Какие бы цели ни ставили перед собой родители, результат окажется прямо противоположным.
Интересно, что диктат в семье не всегда исходит от взрослых. Порой сам ребенок становится маленьким тираном. Часто это происходит в семьях, где малыш долго болел, и родители, движимые жалостью, потакают всем его капризам. Или же это долгожданный ребенок у немолодых родителей. Вырастая, такой домашний деспот, не встречавший сопротивления, вынужден во внешнем мире ловчить и приспосабливаться, что ведет к раздвоению личности. В одном человеке могут уживаться жестокость и заискивание, грубость и трусость. Такой индивид легко становится лицемером и предателем, способным любить и жалеть только себя.
Убеждение: реализация несбывшихся родительских амбиций
Эта модель близка к диктатуре, но имеет свою специфику.
Родители, которые не сумели реализовать собственные мечты, нередко пытаются направить ребенка по своему «проторенному» пути, чтобы исправить свои ошибки. Их мало интересуют истинные желания детей, главное — собственные нереализованные амбиции. Часто в таких семьях судьбу ребенка планируют задолго до его рождения. Важно понимать, что ребенок — это самостоятельная личность, а не собственность родителей. Ему нужно дать возможность прожить свою, а не навязанную жизнь.
Дружелюбие: баланс между близостью и свободой
В этой модели родители активно участвуют в жизни ребенка, но при этом уважают его личное пространство. Основой таких отношений является доверие.
Обратите внимание: Соционика-главный козырь в отношениях.
Ребенок имеет свободу действий, но всегда знает, что может обратиться за советом и поддержкой. Родители поддерживают дружеские отношения, не теряя при этом своего авторитета. Они интересуются увлечениями ребенка и стараются понять мир нового поколения. Главное здесь — не «заиграться» и не переложить на ребенка ответственность за эмоциональное состояние взрослых.Бесчувственность: воспитание в атмосфере отчуждения и критики
В таких отношениях ребенок постоянно слышит от родителей обвинения и упреки. Со стороны это может выглядеть как жестокость. Ребенок чувствует себя нежеланным и ненужным. Процесс воспитания лишен любви, ласки и понимания. Повзрослев, такие дети часто полностью разрывают отношения с родителями, ссылаясь на глубокие детские обиды.
Отсутствие взаимопонимания, постоянная критика и запреты формируют у ребенка низкую самооценку. Во взрослой жизни он, сам того не осознавая, может выстроить такие же травмирующие отношения со своими детьми, воспроизводя знакомую модель.
Совет для родителей в такой ситуации — стараться чаще хвалить и поощрять ребенка, чтобы восстановить его веру в себя. Необходимо учиться принимать и любить его таким, какой он есть.
Наставничество: гармония мудрости и уважения
Отношения, построенные на принципах наставничества, — это образец гармонии и мудрости. В таких семьях дети всегда могут получить мудрый совет, а не упрек. Непослушание здесь наказывается разумно, а самостоятельность и инициатива — поощряются. Эта модель зиждется на доверии и рациональности.
Родители постоянно участвуют в жизни ребенка, ненавязчиво направляя его. Они уважают его выбор, но при этом их мнение остается авторитетным. Это, пожалуй, самый оптимальный вариант отношений. Такие родители помогают ребенку найти свой путь, общаются с ним на уровне глубокого понимания и поддерживают его решения. К сожалению, таких семей не так много.
Таким образом, от того, какие отношения сложились между родителями и детьми, во многом зависит будущая жизнь ребенка. Родителям стоит серьезно задуматься: хотят ли они через годы услышать слова благодарности или же стать причиной детских страданий? Гармоничные отношения с психологической точки зрения — большая редкость, и счастливые, улыбающиеся семьи сегодня встречаются не так часто.
Многие взрослые не знают, как правильно выстраивать отношения со своими детьми. А ключ прост: дети — это такие же люди, просто маленькие, и относиться к ним нужно с тем же уважением, как к себе. Прежде чем выбрать метод воздействия, стоит десять раз подумать и мысленно примерить его на себя, чтобы понять, насколько он обоснован и гармоничен.
Важно помнить, что у ребенка еще мало жизненного опыта, чтобы кардинально меняться в угоду взрослым. Стоит ли ломать его характер и подстраивать под себя? Будет ли это для него благом?
Крайне важно доверять своим детям: выслушивать, не перебивая и не поучая. Если ввести традицию душевных разговоров, детям не придется врать, ведь они будут знать, что их правду примут. Стоит помнить, что хвалить и награждать нужно не только за успех, но и за усилия, приложенные для его достижения. Характер ребенка — это слепок с характера родителей, он формируется в ответ на их поведение. Любить нужно ребенка любого — не только талантливого и успешного. Общение с ребенком — это праздник, который нужно ценить, пока он длится.
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Отношения между родителями и детьми.