Самая трудная профессия на Земле – быть хорошим родителем. И диплом об окончании педагогического вуза - не самый главный помощник в этом. Как показывает практика, именно в семьях родителей – педагогов нередко вырастают неблагодарные и невоспитанные дети. Что же надо делать для того, чтоб стать для своего ребенка главным Учителем в жизни? Возьму на себя смелость поделиться своим родительским опытом.
У меня две взрослые дочери: одной 24 года, другой 27 лет. По общественным меркам, я далеко не идеальная мать. На рубеже 90 – ых разошлась с мужем, тяжело заболела. Мои дети долгие годы жили в новой семье отца. Конечно, я не теряла связи с ними: мы переписывались, я посылала подарки, один раз приезжала. Все эти годы страдала, мучилась чувством вины, но изменить ничего не смогла: дети выросли без меня. Мы встретились спустя много лет, когда они стали взрослыми. Старшая дочь окончила медицинский колледж и переехала жить ко мне, а младшая училась в университете в другом городе, но при первой возможности приезжала к нам. Несмотря на разлуку, они сохранили ко мне любовь и уважение, я для них и по сей день главный советчик по всем вопросам и хороший друг.
Многие говорят, что мне повезло с детьми. Анализируя прошлое, я считаю, что в раннем детстве мы с мужем правильно к ним относились. По образованию я филолог и, несмотря на семейные разногласия, в вопросах воспитания муж признавал мой авторитет. Ссорились мы цивилизованно: без скандалов и рукоприкладства, хотя и не за закрытыми дверями, т.е. дети были свидетелями наших ссор. Я убеждена, что не надо родителям делать вид, что между ними все хорошо, если этого нет на самом деле. Детей не обманешь, они, как лакмусовая бумажка, выявят « кислотно-щелочной баланс» семьи и будут от этого только страдать. Спасибо моему бывшему мужу за то, что он никогда не вмешивался, если я наказывала детей. В свою очередь, если он применял к ним свои меры воспитательского воздействия, я не мешала, даже если считала, что он не прав.
Очень важным условием воспитания ребенка в семье я считаю систему наказаний. Наказывать надо, но ребенок должен знать, за что именно он наказан. Мы никогда не кричали на детей. Свое недовольство я выражала голосом: в нем начинали звучать «стальные» нотки. Для них серьезным наказанием был « угол», шлепок по заднему месту. Я никогда не лгала своим детям, и они знали, что правда, какой бы она горькой не была, мне желанней самой изощренной лжи. Я всегда оценивала поступок, не переходя на личность ребенка. Если ему говорить, что он « плохой, вредный, глупый и т.д.», то он таким и станет. Я при каждом удобном случае подчеркивала, что они у меня самые красивые, талантливые, умные.
У ребенка обязательно должно быть свое пространство. Мы жили в однокомнатной квартире и смогли выделить им только часть раздвижного стола.
Но это был их дом, их девичье царство, куда мы, взрослые, приходили только по приглашению.
Любовь к чтению мне удалось привить им в раннем детстве. Каждый вечер перед сном, я откладывала все свои дела и читала детям лучшие сказки мира.
Девочки очень бережно относились к книгам и рано научились читать. И сейчас предпочитают книгу в переплете ее электронному варианту.
В нашем доме всегда отмечались дни рождения. Для детей я устраивала детские праздники, придумывала веселые сценарии и была их ведущей. Был у нас и домашний театр. Я ставила стул, накидывала на него простыню и… начинала сочинять поучительную историю и разыгрывать представление.
Рано приучила их к самостоятельности. Оставляя одних дома, я не боялась, что они натворят глупостей. Кстати, они тоже не боялись оставаться одни, им даже нравилось временное освобождение от родительской опеки.
Никогда не заставляла детей есть против их желания. Не хотят, значит, не проголодались. Дети в этом отношении умнее взрослых: едят только тогда, когда им хочется.
Вот, пожалуй, главные принципы, которыми я руководствовалась при воспитании детей в раннем возрасте. Еще китайский вождь и учитель Мао Дзедун сравнивал детей до 5 лет с пластилином, из которого можно вылепить, что угодно. Именно эти годы дети были со мной, и я смогла заложить в них основы личности, ее фундамент. Конечно, они не дополучили материнской ласки, я не была с ними в трудные и важные моменты их становления, им рано пришлось узнать правду жизни. Но, преодолев все трудности, они выросли добрыми, умными, достойными людьми.
Мы, родители, должны, прежде всего, уважать своего ребенка и делать все, чтоб он стал Личностью. А дети ничего нам не должны, они нас пусть просто любят.