Можно ли вычислить заранее «школьного стрелка»? Психолог советует на что обратить внимание

Психолог Питер Лангман, доктор философии, в течение 15 лет занимается изучением психологии скулшутеров, «школьных стрелков».

Он работал с десятками потенциальных «школьных стрелков», предотвратил немало возможных атак.

velvet2.jpgПсихолог Питер Лангман

Специалист ведет сайт, где делится информацией с теми, кто работает в правоохранительных органах, в области образования, психического здоровья, а также всех, кто заинтересован в предотвращении расстрелов в учебных заведениях.

Итак, как же вычислить потенциального убийцу?

Утечка информации

В большинстве случаев подростку, который собирается совершить нападение, хочется рассказать о своих планах — предстоящие события так будоражат воображение, что сложно сохранять тайну.

Потенциальные нападающие могут рассказывать о своих намерениях ровесникам для того, чтобы найти союзников. Они могут хвастаться своей храбростью в интернете. Могут предупреждать приятелей, что в день икс лучше держаться от школы подальше.

Важно проговорить с детьми: если они слышат о планирующемся нападении, то должны рассказать об этом взрослыми.

velvet3.jpgПреподавателям, также как и родителям важно разговаривать с детьми и подростками, и не только на учебные темы

Прямые угрозы

Довольно часто скулшутеры публично заявляли о своих намерениях перед совершением нападения. В 1997 году Михаэль Карнеаль сказал учащимся, что он собирается прийти в школу и устроить расстрел: «Понедельник будет днем расплаты».

В 1998 году Эндрю Голден взобрался на стол в столовой и крикнул: «Вы все умрете»! Митчел Джонсон, который стал сообщником Голдена, сказал девочке, которая ему отказала: «Я убью много людей».

В 1999 году Ти Джей Соломон громко угрожал расстрелять класс.

К сожалению, никто и никогда не воспринимает подобные угрозы всерьез. Ровесники уверены: агрессор просто угрожает. Преподаватели отказываются верить в то, что их ученик может действительно быть монстром. И вместо того, чтобы начать бить тревогу, все безмятежно улыбаются:

«Он точно шутит»!

Может быть, если бы угрожавшие были чуть старше, к их угрозам отнеслись бы по-другому. Но Соломону было 15 лет, Карнеалю — 14 лет, Джонсону — 13, а Голдону — всего 11. Вы можете представить себе 11-летнего убийцу? И никто не может.

Восхищение

Если подросток смотрит видео расстрела в школах и восхищается убийцами-ровесниками — это тоже тревожный звонок.

К примеру, Эндрю Вурст с удовольствием смотрел видео нападения Голдена и Джонсона, говорил: «Кто-то должен устроить такое и в нашей школе»! А спустя месяц действительно устроил атаку на свое учебное заведение.

Появилась целая субкультура: молодые люди романтизируют Эрика Харриса и Дилана Клиболда, устроивших нападение на школу «Колумбайн». Фанаты убийц публикуют цитаты из своих кумиров, слушают музыку, которую те любили, играют в те же игры. Словом, всячески стараются им подражать и называют себя колумбайнерами.

velvet4.jpgЭрик Харрисон и Дилан Клиболд, устроившие в 1999 г. массовое убийство в школе «Колумбайн»

Известно, что Кимвеер Гилл, застреливший 20 человек в колледже Доусон в Монреале, не просто одобрял Харриса и Клиболда, а считал их святыми. Как и Харис, он написал в своем ежедневнике по-немецки «Ich bin Gott» («Я бог»).
Пекка-Эрик Аувинен написал «Природный манифест селектора», в котором привел множество цитат Эрика Харриса. Харрис же писал об естественном отборе и о том, что неугодных людей надо уничтожать: «Я полон ненависти и мне это нравится». Аувинен называл Эрика «мудрым человеком»: «Как говорили некоторые другие мудрые люди, человеческая раса не стоит того, чтобы ее спасали… людей нужно только убивать».

Альваро Кастилло был настолько очарован Эриком и Дилланом, что уговорил свою маму съездить в школу «Колумбайн», чтобы своими глазами увидеть место преступления. А потом купил черный плащ — похожий на тот, что был на Харрисе в день атаки. На «экскурсии» Альваро побывал в июне 2006 года, а спустя несколько месяцев устроил стрельбу в своей школе.

Не стоит думать, будто эта «мода» от нас далеко и на постсоветском пространстве школьники слышать не слышали про колумбайнеров. По данным «Сноба», в России сейчас не менее 30 тысяч колумбайнеров. Это не значит, что все они на самом деле готовы устроить массовое убийство.

Но, тем не менее, взрослым следует обратить внимание на подобное увлечение школьников.

Интерес к оружию

Кип Кинкель, был одержим оружием. Он вновь и вновь умолял родителей купить ему пистолет. Юноша также имел большую коллекцию ножей. Домработница, случайно обнаружившая коллекцию, почла за благо уволиться.

velvet5.jpgКоллекция ножей или другого оружия явно должны насторожить

Родители же сделали еще более устрашающую находку — Кип хранил дома материалы для изготовления бомб. Мама с папой попросту выбросили все в мусорное ведро на улице. Молодой человек быстренько вернул все выброшенное назад.

Странные домашние задания

После некоторых нападений, учителя скулшутеров признавались: в последнее время их очень пугали домашние задания будущих убийц. Кип Кинкель в сочинении на тему первой любви написал: «Огнестрельное оружие — единственное, что мне нужно для борьбы с изоляцией».

И это был не единственный тревожный звонок. По своей инициативе Кип подготовил доклад на тему того, как делать бомбы. Учитель, услышав такое выступление, перепугался и сообщил о нем родителям. Однако те решили не предпринимать никаких мер по отношению к сыну.

В итоге Кип убил родителей перед тем, как устроить атаку на школу — он расстрелял 27 человек. Позже полиция обнаружила в его доме взрывные устройства — пришлось спешно эвакуировать соседей.

От письменных работ Люка Вудхэма педагоги тоже были в шоке. Однажды ему задали сочинение на тему «Как бы я провел день, если бы я был учителем». Люк написал: «Я убью всех других учителей. Медленно и мучительно пытал бы руководство школы».

Харрис, когда его на уроке попросили представить себя в роли неодушевленного предмета, сказал: «Я хотел быть пулей, вылетевшей из дробовика, чтобы увидеть чье-то тело изнутри». Во время другого устного ответа парень заявил, что всех глупых людей надо расстрелять.

Барри Лукайтис написал стихотворение об убийстве прочитал его в слух на уроке. Там были следующие строки: «Это мое первое убийство, я не вернусь. Я смотрю на его тело на полу. Убийство ублюдка, который заслуживал смерти».

velvet6.jpgШкольные работы тоже могут подать тревожные знаки

Вспомним того же Клиболда: он сочинил пьесу о человеке, который убивает учеников. Произведение настолько поразило учителя, что он отказался оценивать работу и вызвал на разговор родителей парня. Те сказали, что это лишь фикция — подумаешь, богатое воображение у юноши. Через 6 недель случился расстрел в «Колумбайн».

В принципе, многие люди пишут рассказы — и довольно жесткие. Но далеко не каждый автор триллера или детектива планирует реальное убийство.

Как же отделить авторский вымысел от реального желания убивать?

В-первую очередь, надо обратить внимание на то, идентифицирует ли автор себя с убийцей. Есть ли у них общие черты?

Во-вторых, на то, кто выступает в роли жертвы в произведении? В рассказе Карнеаля у всех убитых детей были имена ребят из школы.

В-третьих, важно, упивается ли автор страданиями своих литературных жертв.

На самом деле, спрогнозировать агрессию довольно сложно. Однако стоит помнить: если в поведении человека встречается сразу несколько тревожных знаков, риск реального нападения увеличивается в разы.

VELVET: Юлия Василюк