Народный танец — истоки хореографии
Народный танец является фундаментом всего танцевального искусства. Даже классический танец, который считается основным языком хореографии, не появился на пустом месте. Каждое его движение имеет корни в том или ином народном танце, что подчеркивает глубокую связь профессионального искусства с фольклорными традициями.
Многообразие, рожденное характером народа
Мир народного танца невероятно разнообразен, как разнообразны сами культуры, традиции и образ жизни разных народов. Николай Гоголь тонко подметил эту особенность: испанец танцует не так, как швейцарец, а русский — не так, как француз. Различия можно найти даже внутри одной страны, где танец меняется от провинции к провинции. У одних народов танец выразительный и «говорящий», у других — сдержанный; где-то он неистовый и разгульный, а где-то — спокойный и воздушный.
Откуда же берется это богатство форм и стилей? Оно рождается из самого характера народа, его исторического пути, образа жизни и основных занятий. Гордый и воинственный народ воплощает свою гордость в пластике, вольный и беспечный — передает в танце чувство безграничной свободы, а народы жаркого климата сохраняют в движениях негу, страсть и ревность.
Хоровод — древнейшая форма танца
Хоровод, или движение по кругу, — это, пожалуй, самая древняя и универсальная форма танца, встречающаяся у всех народов мира. Каждая культура наполняла этот простой рисунок собственным смыслом, образами и красками, но круг всегда оставался символом единения и цикличности жизни. Именно с хоровода начиналась история танца у многих народов.
Дальнейшее развитие танцевального искусства определялось национальным темпераментом, менталитетом, творческой одаренностью и тем, что можно назвать «колоритом духа». Именно поэтому страстные русские пляски невозможно спутать с зажигательными латиноамериканскими ритмами, а сдержанные танцы северных народов — с эмоциональными южными.
Танцы народов мира: несколько примеров
Италия: Здесь королевой народного танца долгое время была тарантелла — живая, стремительная пляска. Интересно, что с ней связано старинное поверье: считалось, что бешеный танец до изнеможения может исцелить человека, укушенного ядовитым пауком тарантулом. В разных регионах Италии предпочтения различались: гондольеры и рыбаки обожали тарантеллу, а крестьяне и виноградари чаще танцевали салтареллу. Жительницы Северной Италии, например Милана, отдавали предпочтение грациозному и изящному монферине.
Англия: Здесь наблюдается любопытный парадокс, подтверждающий, что в каждом правиле есть исключение. Казалось бы, сдержанные и даже «холодные» англичане в массе своей обожают танцевать жигу — энергичный и бурный танец. Возможно, эта страстность в движении служит для них компенсацией постоянного внутреннего контроля над эмоциями. А может, влияние оказали их соседи-шотландцы, известные своей темпераментностью.
Танец как зеркало души
Как бы то ни было, связь между национальным характером и традиционными танцами очевидна и неоспорима. Танец — это не просто набор движений, это воплощенная в пластике история, эмоции и мировоззрение целого народа. Недаром Лев Толстой говорил: «В танце — душа народа». Именно через народный танец мы можем лучше понять и почувствовать уникальность каждой культуры.