То, что ребёнок плоть от плоти наш, достаточно ли этого для воплощения им в жизнь того, что у нас самих не очень получилось?
Обязательно ли он наследует наши хорошие черты, а плохое будет отбраковано? Почему то многие живут с искренним убеждением, что стоит посильнее вдохновить своё чадо, словом или угрозами, и у него обязательно откроются удивительные таланты.
И, пусть сами родители свою звезду с неба не достали, но дитя родное с удовольствием готовы подкидывать раз за разом, чтобы звезда была поймана и схвачена, не взирая на тяжёлые травмы при частых падениях.
Конечно, генная конструкция сложна, в неё вплетены несчётные качества живших до нас мужчин и женщин. Известно, что «колода тасуется причудливо». Но вот насколько причудливо? Что на самом деле можно извлечь из этой колоды, а чего никогда быть не может, потому, что не может быть?
В жизни всякое случается. И, из совершенно обычных семей приходят удивительные гении. И, у необыкновенно одарённых родителей появляются вполне заурядные отпрыски.
Религиозные учения мира в один голос советуют всё искать в себе. Но значит ли это, что каждый из нас наполнен сокровищами как пещера Али-Бабы? Стоит только немного постараться и из глубин нашей генной памяти вынырнет любой дар, хоть умение петь, хоть глаголить на чужих языках. Как ни удивительно, в том, что это так, убеждены очень многие.
Можно посмотреть на растущие как грибы всякие школы раннего развития, и плотные очереди желающих развивать в них своих детей.
При том, что любой специалист по детской психологии скажет, что раннее развитие состоит из эмоционального общения с ребёнком, играх с ним и проявления добрых чувств к нему. То есть приёмы очень простые и доступные каждому. Но мамы несут и ведут своих малышей, чтобы отдать специальной тёте, которая и поиграет и эмоциями поделится. А при случае, хитрым способом извлечет тот самый дар, и раздует божью искру.
Здесь, конечно, выбор за родителями, но может быть в погоне за неведомыми сокровищами Али-Бабы, где-то теряется гораздо более важное, настоящее и живое. Теряются сами дети, когда вместо нормального общения возникает нескончаемый процесс приготовления уроков, муштра и нервные расстройства.
Печально, но другой способ прохождения детства, отрочества и юности вряд ли кто знает из ныне живущих в нашей стране. Так же было с нашими дедушками и бабушками, папами и мамами. Многие ли из них с нежной грустью вспоминают свои школьные годы чудесные? Особенно старшие классы, когда нарастал объём алгебраических, тригонометрических и прочих будоражащих ум формул и функций. Не отрицая достижений той системы, не стоит смотреть на неё через розовые очки.
Шишек, при прохождении через ту систему, было набито предостаточно. А сколько детских слёз пролито, сколько судеб, если не сломано, то сильно погнуто. Но, как в известной печальной истории про мышек, которые плакали, а кактус продолжали кушать.
Мы продолжаем путь по граблям, ничего не меняя, а как будто даже добавляя витиеватых прыжков на этом сельском инструменте? Все эти школы: раннего, дополнительного, специального, эмоционального и прочего развития, может это не только про детей, а ещё про деньги? Система репетиторов, натаскивающих лишь бы как-то проскочить, выскочить и наглухо забыть весь этот школьный образовательный процесс. Выдохнуть, и, наконец, начать жить.
Как жить?
Обратите внимание: На кого пойти переучиться в 40 лет?.
Да как получится. Как получится приспособиться, устроиться, вписаться. И, положа руку на сердце, многие ли скажут школе спасибо за те знания, которыми они пользуются в повседневной жизни? В решении обычных житейских проблем они бесполезны. Сказать, что уровень общей культуры в детях сохраняют, тоже будет не честно.Тут, конечно, может кому то показаться, что тут призыв повернуться в посконную старину, к самоварам и домострою. Таки нет. Однако же, наблюдаемая картина дня сегодняшнего, увы, радости не доставляет. И думаю, что не только мне не доставляет.
Тема эта совсем не первой свежести и все эти проблемы давно обсуждаются. Но обсуждения остаются обсуждениями, а слушатели, пригорюнившись соглашаются: мол, так-то оно так, да что поделаешь? Не мы плохи - жизнь плоха...
Давайте же тогда посмотрим на тех, у кого она, если не совсем хороша, но выглядит лучше. Например на наших северных соседей - Финляндию.
Пару лет назад согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) финские школы, заняли одно из лидирующих мест в рейтинге общемирового образования. При том, что финские школьники затрачивают значительно меньшее время на сам процесс обучения, они демонстрируют рекордные успехи в усвоении наук. А ещё они названы самыми читающими детьми в мире.
Что же это? Чудо или фокус? Посмотрим повнимательнее.
При организации образования использованы семь принципов: равенство, финансы, индивидуальность, практичность, доверие, добровольность, самостоятельность.
Общеобразовательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:
— нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;
— верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс. В итоге это составляет обязательное среднее образование.
10-й класс считается дополнительным и проходить курс этого класса можно по желанию. На этом этапе обучения можно улучшить свои оценки и определиться с профессией. Таким образом тяготеющие к знаниям и упорные получают право продолжать учёбу в лицее (lukio), либо идут в профессиональный колледж, где получают профессию и, в дальнейшем могут работать.
Желающие подробно рассмотреть принципы по которым устроена система образования в Финляндии, могут сделать это самостоятельно. Информации об этом много. Здесь приведу два:
Истины ради, следует отметить, что у финской системы есть как горячие сторонники, так и скептики, что-то в этой системе критикующие. Но результаты тем не менее - на лицо.
И, кстати, те, кто внимательно изучал финский опыт находят в его основе всю ту же советскую модель. Но тщательно обновлённую и вписанную в новые реалии. Умеют же люди! Дай Бог каждому.
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Не пойти ли нам... за опытом к финнам.