Александр Куприн, известный своей неуёмной тягой к ярким впечатлениям и экстремальным приключениям, всегда стремился испытать всё, что требовало смелости и физической выносливости — будь то цирк, чемпионаты борьбы или морские глубины. Эта страсть к новому привела его в числе первых российских литераторов в небо, открыв для него мир воздухоплавания и авиации.
Неожиданное предложение
Судьбоносное событие произошло 13 сентября 1909 года, когда писатель поднялся в воздух на аэростате «Россия». Пилотировал шар легендарный спортсмен-универсал Сергей Уточкин, с которым Куприн познакомился ещё в Одессе в 1904 году. Уточкин, прославившийся как велогонщик, пловец и автогонщик, к тому времени увлёкся воздухоплаванием. Он приобрёл собственный шар и стал первым аэронавтом Одессы, совершив множество полётов, в том числе и за границей. Инициатором совместного полёта Куприна и Уточкина выступила газета «Одесские новости», предложившая писателю поделиться с читателями своими впечатлениями от воздушного путешествия.
Волнения перед стартом
Накануне полёта Куприн, по его собственным воспоминаниям, испытывал волнение, сравнимое с чувством перед первой медвежьей охотой. Несмотря на плохую погоду накануне, утро 13 сентября выдалось ясным, что позволило начать подготовку. Местом старта выбрали территорию бывшей выставки на Софийской улице, где была возможность быстро наполнить шар светильным газом. Интерес публики был колоссальным: около тысячи зрителей собралось на площадке, а окрестные улицы были заполнены людьми. Старт несколько раз откладывался, и только к половине третьего дня всё было готово.
Волшебное забвение в небе
После многочисленных фотографий на память Куприн, Уточкин и ещё двое пассажиров — редактор Хейфец и корреспондент Горелик — разместились в тесной корзине. Писатель позже признавался, что боялся не высоты, а возможности выглядеть неловко. С шутливым предупреждением Уточкина зрителям «поберечь шапки» аэростат плавно оторвался от земли. Куприн даже не заметил момента взлёта. Вскоре они парили на высоте, с которой люди внизу казались крошечными точками. Шар поднялся на рекордные 1250 метров. Несмотря на холод и боль в ушах, писатель был очарован царящей в небесах глубокой тишиной, неподвижностью и ощущением полного отрешения от мирской суеты.
Волжский богатырь и роковой полёт
После благополучного приземления в окрестностях Одессы Уточкин поделился с Куприном новой мечтой — освоить аэроплан. Он осуществил её уже весной 1910 года. А 12 ноября того же года в полёт на аэроплане отправился и сам Александр Куприн. Его пилотом стал друг, знаменитый борец и начинающий авиатор Иван Заикин. Полёт проходил на французском биплане «Фарман» — примитивной конструкции, где пассажир и пилот сидели практически под открытым небом. Совокупный вес двух крупных мужчин (более 220 кг) оказался критическим для машины. При развороте встречный ветер раскачал перегруженный аэроплан, и он начал падать прямо на трибуны с зрителями.
«Жив, курилка!»
Пилот Заикин, чтобы избежать жертв на земле, совершил последний манёвр и направил падающую машину в сторону от толпы. «Фарман» врезался в землю в двадцати метрах от перепуганной публики. Обломки самолёта придавили Заикина, а Куприна отбросило, «как мячик». К всеобщему изумлению, писатель почти сразу вскочил на ноги и закричал: «Старик, жив?». Из-под обломков раздался ответ: «Жив, курилка!». Заикин отделался травмами ноги и плеча, Куприн же чудом не пострадал. После этой аварии Заикин вернулся на борцовский ковёр, а разбитый аэроплан стал ценой спасённых жизней.
Несмотря на пережитый ужас и едва не ставшую роковой авиакатастрофу, Александр Куприн навсегда сохранил восторженное отношение к лётчикам и самому ощущению полёта, считая его величайшим чудом, превосходящим даже сказку. Его небесные приключения стали яркой страницей в биографии писателя, всегда стремившегося к сильным ощущениям и новым горизонтам.
Геннадий ЧЕРНЕНКО
Тайны ХХ века №4 (февраль 2013)