Немного о психотерапии

Немного о психотерапииПсихотерапия в широком смысле слова является лечебным методом, при котором используется главным, образом речевое воздействие. Пути и средства психотерапии так же многообразны и разносторонне, как и вся наша психическая деятельность. Мы остановимся на некоторых формах психотерапии: гипнозе и аутогенной тренировке, медитации и др. Первая эффективна и часто используется для лечения функциональных заболеваний. Вторым можно овладеть и пользоваться в домашних условиях. К сожалению, врачи-педиатры в своей практике используют психотерапевтические методы очень мало. Хотя эти методы лечения достаточно эффективны и исключают многочисленные побочные действия медикаментозных средств.

Гипноз — один из методов психотерапии: воздействуя с его помощью на нервную систему, на психику, можно видоизменить работу того или иного органа в желаемом направлении.

По И.П.Павлову, нормальный, естественный сон и гипноз есть состояния одного и того же порядка, различающиеся не качественно, а лишь количественно. Естественный сон — это внутреннее торможение, распространившееся на всю массу полушарий и лежащие ниже отделы головного мозга, гипноз же — процесс, аналогичный первому, но ограниченный, менее распространенный.

Главным признаком гипнотического состояния является не сон, а состояние повышенной восприимчивости к внушению. Поэтому естественно, что слово как сильнейший условный раздражитель тормозит полностью все наличные и старые следы раздражений. Таким образом, в гипнотическом состоянии, благодаря искусственно вызванному в коре мозга торможению, воздействуя словом — этим сильнейшим раздражителем — на кору мозга, а через нее на подкорку и, следовательно, на процессы, связанные с последней, мы можем благотворно влиять на разнообразные проявления функциональной патологии детского возраста. Гипноз в настоящее время используется в различных областях медицины: в психиатрии, хирургии, акушерстве и гинекологии, неврологии, а также в педиатрии. Однако до настоящего времени гипнотерапия не нашла широкого применения при целом ряде соматических расстройств.

В настоящее время уже никто не сомневается ни в реальности гипнотических явлений, ни в научности этого метода терапии, тем не менее еще приходится встречаться с превратными представлениями об этом способе лечения, особенно когда речь идет о детях.

Гипнотерапия в педиатрии пока еще не применяется широко, но уже отмечена эффективность этого метода при лечении многих заболеваний, в том числе хирургических, стоматологических, кожных, особенно при обширных ожогах. Гипноз приносит пользу при истерии, нервном тике, наличии ночных страхов, мастурбации.

В последние годы наметилась тенденция расширения круга показаний для гипнотерапии, в частности при функциональных заболеваниях.

Известно, что многие лица с резко выраженной, граничащей с патологией, лабильностью вегетативной нервной системы быстро и легко могут быть загипнотизированы, поэтому функциональные нарушения различных органов представляют благодатную почву для гипноза. Напомним, что функциональные заболевания — это состояния, при которых материальная структура организма не нарушена, но наблюдается разлад в его системе. Поэтому важно, чтобы гипнотерапия применялась тогда, когда функциональные нарушения еще прочно не закрепились и не перешли в органические.

Возможны ли осложнения при гипнозе? Этот вопрос всегда волнует родителей. Наш собственный опыт и опыт других врачей, применявших этот метод лечения при многих заболеваниях, в том числе и функциональных, свидетельствует о его безвредности. Еще в 1911 г. В.М.Бехтерев писал, что гипнотический сон как таковой ничуть не опаснее обыкновенного сна.

Родителям следует знать, что волнение в начале лечения гипнозом может привести к нежелательным последствиям, например, у детей и подростков с тяжелыми пороками сердца, с наклонностью к кровотечениям. Волнение при истерии может провоцировать развитие истерического приступа.

Поэтому обращение за помощью к неспециалистам всегда связано с опасностями.

Гипнотическое лечение противопоказано при психозах, при резкой интоксикации и высокой температуре тела с периодическими затемнениями сознания; больным, у которых гипнотический сеанс провоцирует эпилептические припадки; детям и подросткам с выраженной дебильностью. Возможность вредного действия гипноза не исключена и при компенсированных заболеваниях, таких, как диэнцефальный синдром, гипогликемия.

Частое применение гипноза у одного и того же лица с особым состоянием нервной системы в редких случаях может привести к нежелательному самопроизвольному развитию гипнотического состояния. Исходя из вышеизложенного, родители должны сами сделать вывод о целесообразности участия в сеансах гипноза на эстраде, в телепередачах. Ведь в широкой аудитории всегда найдутся больные с перечисленными выше заболеваниями, при которых гипноз может принести не пользу, а вред. Техника гипнотерапии для детей не отличается в принципе от техники, применяемой для взрослых, но имеет некоторые особенности. Популярное изложение метода при подготовке детей к гипнозу излишне. Врачу достаточно завоевать доверие ребенка, убедив его в безболезненности этого метода. После этого легко достичь состояния пассивной готовности ребенка и без труда погрузить его в состояние гипноза.

Внушение обычно облечено в доступную для ребенка словесную форму и, кроме того, носит императивный характер.

Лечение гипнозом проводят как и амбулаторных условиях, так и в больнице.

Гипнотические сеансы обычно бывают групповыми, так как это не только экономит время гипнотерапии, но и повышает эффект внушаемости.

Обычно организуются группы из 3-10 детей. Вначале групповые сеансы проводят каждый день, а затем с перерывами в 2-3 дня. Продолжительность гипнотического сеанса от 20 до 40 и более минут с последующим продленным гипнозом-отдыхом в течение 2 часов. В среднем может проводиться 10-15 сеансов в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и тяжести заболевания.

При лечении гипнозом применяется словесное внушение состояния сна с полным мышечным расслаблением. Для правильного обучения расслаблению мышц используется методика так называемой функциональной мышечной релаксации, которую дети осваивают под руководством медицинской сестры или родителей, если их обучить этой методике.

К сожалению, не все дети поддаются гипнотическому воздействию. По нашим наблюдениям, только 70% детей восприимчивы к гипнозу. Это относится к классической методике проведения гипноза. Терапевтическая эффективность гипноза, как правило, не зависит от глубины и продолжительности сна, а также от характеристических особенностей ребенка, его эмоционально-волевой установки и степени внушаемости.

Учитывая, что возможны рецидивы (повторения заболевания) после прекращения курса лечения гипнозом, а также для повышения эффективности лечения, детей обучают методике самовнушения. Уже при проведении последних сеансов гипноза ребенку говорят, что он и сам может научиться преодолевать свой недуг, применяя регулярно самовнушение.

Например, для больных ночным энурезом формулы самовнушения подбирают исходя из возрастных различий и интеллектуального развития ребенка. Для детей до 12 лет формула не должна быть сложной: «Как только я захочу в туалет, я обязательно проснусь и встану». У детей старше 12 лет в формуле самовнушения могут преобладать более расширенные элементы аутогенной тренировки: «51 закрываю глаза, и приятная тяжесть распространяется по всему телу, в руках и ногах появляется тепло, которое разливается по всему телу. Ничто не тревожит, не беспокоит. Ночью я обязательно проснусь, как только почувствую малейшие позывы на мочеиспускание, встану и пойду в туалет». Самовнушение способствует формированию у ребенка активного противодействия проявлениям ночного недержания мочи. Особая роль отводится родителям при контроле за проведением детьми самовнушения в домашних условиях.

Родителям следует знать, что иногда после сеанса гипнотерапии ребенок может ощущать тяжесть в голове, головную боль, головокружение, общую слабость, сонливость. Все это напоминает явления, наблюдаемые при быстром пробуждении от естественного сна, и угрозы для здоровья не представляет. Гипнотерапия должна проводиться только в больничных условиях, где возможна "обратная" связь с больными, где можно купировать нежелательные побочные действия, хотя последние наблюдаются очень редко.

Аутогенная тренировка как один из видов лечения занимает равноправное место среди других методов психотерапии. Для ее проведения требуется относительно немного времени по сравнению с другими психотерапевтическими методами лечения. Следует отметить, что при проведении тренировки у детей в возрасте от 6 до 10 лет приходится сталкиваться с определенными трудностями.

Аутогенная тренировка есть самовызывание определенных психофизиологических изменений вплоть до появления специфического состояния, обусловливающего нормализацию саморегулирующих процессов в организме. В результате происходит не только психофизиологическая адаптация, но и физическая резистентность ко всякого рода стрессовым состояниям. Как известно, есть высшая и низшая ступени аутогенной тренировки. Здесь речь идет о низшей ступени. Обычно в аутотренинге воздействуют на нервную систему тремя путями. Первый связан с влиянием тонуса скелетных мышц и дыхания на центральную нервную систему. Второй - использование активной роли представлений, чувственных образов (слуховых, зрительных, тактильных, вкусовых, обонятельных). Третий путь воздействия на психофизиологические функции организма связан с регулирующей и программирующей ролью слова, которое может произноситься мысленно. Психическое состояние ребенка определенным образом проявляется в характере дыхания, жестах, мимике, накладывает своеобразный отпечаток на произвольные движения. Каждый испытывал чувство страха и мог наблюдать, как изменяется ритм дыхания, появляется одеревенелость" мышц. В то же время, если сознательными усилиями затормозить двигательные реакции, свойственные тому или иному внутреннему переживанию, то это переживание ослабевает или исчезает совсем.

Напротив, если ребенок придает своей позе и движениям характер, свойственный тому или иному эмоциональному состоянию, его постепенно охватывает и соответствующее внутреннее переживание. Вспомните, какое вы испытываете состояние, когда у вас поникшая фигура, низко опущена голова, согбенные плечи. Наверняка чувство тоска, безысходности. А если у вас гордо поднята голова, движения спокойны, уверенны - чувство решительности, оптимизма. Эта закономерность в той или иной степени используется в аутогенной тренировке, самогипнозе, йоге, медитации и других методиках. Для того, чтобы AT была успешной, следует придерживаться ряда правил при ее проведении. Одно из них — уменьшение влияния внешних раздражителей. Упражнения должны проводиться в тихой комнате со сниженным освещением. Все стягивающие, мешающие предметы одежды следует расстегнуть или снять (например, часы). Глаза должны быть закрыты. Мочевой пузырь и прямую кишку следует опорожнить.

Наилучшим положением для мышечной релаксации (расслабления) является горизонтальное, когда больной лежит на спине. Голова его покоится на теплой, мягкой подушке, руки вытянуты вдоль туловища (но не касаются его), слегка согнуты в локтях, обращены ладонями вниз, пальцы слегка согнуты. Ноги отставлены друг от друга и расслаблены так, чтобы ступни отклонялись наружу, образуя угол. Пятки не должны касаться друг друга.

Больной может сидеть, лучше всего в наклонном кресле. Если больной сидит на стуле, он не должен прислоняться к спинке. Спина согнута, плечи свободно опущены. Груз тела без мышечного напряжения должен быть перенесен на позвоночник. Бедра находятся под прямым углом друг к другу, предплечья лежат на бедрах без упора, кисти свободно свисают, не соприкасаясь с ними. Нельзя овладеть аутотренингом без предварительной выработки умения полностью расслаблять мышцы тела, так как эффективное самовнушение возникает в состоянии полной мышечной расслабленности. Это — основа аутотренинга.

Основу аутогенной тренировки составляют шесть стандартных упражнений (речь идет о Низшей ступени аутогенной тренировки).

1. Вызывание ощущения тяжести в конечностях. Формула: «моя правая рука тяжелая» для лиц, которые лучше владеют правой рукой, и «моя левая рука тяжелая» для левшей. Часто применяется дополнительная формула в начале занятия: «я спокоен». Одновременно нужно представить, что лежишь на берегу моря или в прекрасный солнечный день на лугу. Продолжительность упражнений 30-60 секунд. Распространение тяжести на другие части тела обычно указывает, что тренирующийся готов для следующей формулы: «моя левая ( правая) рука тяжелая». Как только тренирующийся почувствует, что тяжесть распространяется на обе руки, он применяет формулу: «мои руки тяжелые». Подобным образом тренируются и ноги. Обычно на тренировку всего тела уходит от 1 до 6 недель.

2. Вызывание чувства теплоты. Это ощущение может появиться в различных частях тела уже при выполнении первого упражнения. Первоначальная формула: «моя правая рука теплая», затем — «моя левая рука теплая», по достижении результата — «мои руки теплые». Затем можно перейти к тренировке ног. В среднем на это упражнение требуется от 4 до 8 недель.

3. Регуляция ритма сердечной деятельности. Формула: «сердце бьется спокойно, ритмично». Рекомендуется положить правую руку на область сердца, чтобы ощущать его биение. Продолжительность этого упражнения обычно от 2 до 4 недель.

4. Регуляция ритма дыхания. Формула: «дыхание спокойное, ритмичное» или «мне дышится легко».

5. Вызывание ощущения тепла в области солнечного сплетения. Тепло в области солнечного сплетения вызывает специфический психофизиологический эффект: увеличивается мышечная релаксация, оказывается успокаивающее

действие на центральную нервную систему. Тренирующийся должен иметь представление об анатомо-физиологических особенностях солнечного сплетения, знать, где оно расположено. Формула: «мое солнечное сплетение теплое». Продолжительность тренировок от 1 до 6 недель.

Вызывание чувства прохлады в области лба. Формула: «мой лоб прохладный» или «ветерок дует в мой лоб». Продолжительность тренировок в среднем от 1 до 3 недель.

После каждой серии упражнений больной возвращается в нормальное состояние с помощью встряхивания руками, глубокого дыхания.

Упражнения рекомендуется проводить трижды в день: утром, днем и вечером. Продолжительность всего комплекса упражнений около 6 минут. При правильном применении аутогенной тренировки противопоказаний не имеется. Лишь иногда при выполнении упражнений могут наблюдаться беспокойство, головная боль, тошнота, страх сердцебиения, но эти ощущения скоро проходят.

Следует отметить, что при проведении упражнений тренирующийся должен пользоваться пассивной концентрацией, т.е. мысленно воспроизводить упражнение, не проявляя при этом активности (например, вызывая чувство теплоты, можно представить, что лучи солнца падают на ту или иную область тела).

Необходимо также помнить, что продолжительность каждого из упражнений не должна превышать 60—90 секунд.

Усвоив все стандартные упражнения под наблюдением врача или психолога, ребенок может заниматься дома самостоятельно.

Помимо лечения функциональных заболеваний, как это уже говорилось, метод AT должен стать одним из главных в системе психической гигиены школьников, особенно в периоды интенсивного учебного процесса, во время экзаменов.

В результате тренировки у школьников повышается самодисциплина, улучшается концентрация внимания на уроках, они легче включаются в классную работу, исчезают невротические проявления; дети становятся более контактными и лучше адаптируются к окружающей среде, исчезают или уменьшаются психофизиологические нарушения (головная боль, нарушение сна и др.). К сожалению, как показывает практика, многие подростки, начинающие заниматься аутогенной тренировкой, прекращали занятия. Психологи объясняют это недостаточной мотивацией. То же самое касается и занятий физкультурой. Задача педагогов, психологов, педиатров — сформировать мотивацию. В основе системы AT— система йогов. Впервые йога была описана 4000 лет назад в Книге Мудростей, в сокращенном варианте она появилась 2500 лет назад. С тех пор опубликовано множество книг, объясняющих, как можно улучшить умственное и физическое здоровье, занимаясь йогой. Проведенные исследования свидетельствуют об улучшении памяти и интеллекта занимающихся, уменьшении частоты пульса, количества дыхательных движений, снижении артериального давления, уровня сахара в крови, сывороточного холестирола, увеличении содержания белков в крови.

Улучшается функционирование желез внутренней секреции. Йога — в переводе созерцание, сосредоточение мысли. Однако она включает не только различные виды медитаций, но и статические позы, дыхательные упражнения. В тех случаях, когда занимающиеся используют все три компонента системы — статические позы, дыхательные упражнения и медитацию — у них отмечается улучшение состава крови. Но даже использование одних статических поз положительно влияет на телесное здоровье, так как эти позы стимулируют работу сердца, легких, печени, почек и др. Овладение техникой йоги должно проводиться под наблюдением опытного инструктора. Есть мнение, что йоговское состояние транса — идентично самогипнозу. Состояние транса, или самогипноза, может быть достигнуто различными путями — от религиозного ритуала, до клинического гипнотического введения. Лучший путь овладеть самогипнозом, когда врач-психотерапевт в сеансе гипноза вводит формулу постгипнотического внушения: "Ты способен самостоятельно гипнотизировать себя, вводить в состояние транса". Пожалуй, наибольшую психотерапевтическую ценность имеет комплекс Зен, разработанный в Японии и являющийся ответвлением йоги. Зен по-японски — состояние абсолютного спокойствия, абстрагирования от окружающего мира. Существует множество методик медитации. Медитация в переводе с латинского означает "размышление". С ее помощью стимулируются психофизиологические процессы, вызываемые посредством психического самовоздействия.

Применяются эти методики в оздоровительных целях. Специальные умственные упражнения направлены на то,чтобы отключить органы чувств от раздражителей внешней среды. В обычном состоянии мы очень активно используем наши органы чувств: слушаем музыку, смотрим картины, едим вкусные вещи, ощущаем запахи. Все это постоянно стимулирует наш мозг, вызывая различные реакции в психосоматическом аппарате в зависимости от выраженности и длительности внешних стимулов. Занимаясь медитацией, можно произвольно менять эти реакции, т.е. постоянно развивать произвольный контроль над различными непроизвольными функциями организма, такими, как частота сердечных сокращений, усвояемость легкими кислорода, перевариванием пищи и др. С помощью медитации человек может научиться управлять и своим эмоциональным состоянием. Суть этой методики заключается в том, что инструктор подбирает для занимающегося мантру (звук, слово или фразу, которую никто из окружающих не должен знать). Находясь в комфортабельных условиях следует про себя повторять мантру в течение 20 минут, обычно утром и вечером. Приводим простую методику медитации для начинающих.

Обращаем внимание та то, что следует неукоснительно соблюдать следующие правила:

1. Сидеть в удобной позе.

2. Глаза должны быть закрыты.

3. Глубоко расслабить все мышцы, начиная с ног и кончая мышцами лица.

4. Дыхание через нос: вдох, на выдохе про себя произносить слово "один".

Дыхание обычно легкое. После окончания сеанса несколько минут посидеть с закрытыми глазами, а затем с открытыми глазами. Не нужно беспокоиться, если вначале занятий не будет заметных успехов в достижении релаксации. Успехи придут позже. Продолжительность занятия 20 мин., но можно сократить его и до 10 мин. Проверять время можно открывая глаза и глядя на часы; будильником пользоваться не рекомендуется. Не рекомендуется проводить занятия после еды. Частота занятий 2 раза в день. Медитация, наряду с гипнозом, йогой и аутогенной тренировкой относится к специфическим средствам воздействия на организм, основанным на вызывании физиологических изменений, так называемого релаксационного ответа. Изменения этих физиологических параметров представлены в следующих показателях: уменьшается потребление кислорода, снижается частота пульса и дыхания, снижается артериальное давление. Итак, изменения физиологических параметров однотипны, из чего можно сделать вывод о том, что любая из этих методик может использоваться с успехом, вызывая релаксационный ответ.