ОБЕРТОНЫ

При обертонном звучании голос сосредоточивается в харе.

Целые столетия в Тибете, Северной Индии, в некоторых буддийских монастырях Японии и Китая предписывалось и выполнялось выпевание обертонов. Действием обертонов пользовались даже некоторые племена африканских пигмеев. Высшие гармонические составляющие голоса появляются в старых народных песнях: в песенном творчестве народов южноамериканских Анд тоже выделялось обертонное звучание.

Оно свойственно почти всем звукам, выражающим жизнь души \ духа. Звучания обертонов умело подбирались в григорианских песнопениях времен позднего средневековья. Восточные музыканты и слушатели, как правило, гораздо лучше всех остальных чувствуют обертоны, и струнная мелодии для них — всего-навсего средство воплощения в звук ее высших составляющих.

Тантрическое учение вплоть до XX в. держало под секретом знание о том, как открывать в себе силы и энергию с помощью обертонного пения. Но сейчас обертонное звучание снова становится важным для современной Европы, после того как в течение восьми столетий его практически не существовало.

В наше время обертонное звучание дает человеку весьма привлекательный способ прийти к своему центру в харе. Следуя этим путем, можно вспомнить и найти все свои потерянные сути. Мы  снова открываем  звуки, тона и частоты энергии, которые уже давным-давно позабыли. Все это приносит внутреннюю устойчивость и успокоение, позволяя полностью расслабиться и отдаться на волю «Я есть», единства человеческих самосутей.

Если выполнять нижеследующие указания, то ничто не должно помешать обертонному звучанию вашего голоса.

Упражнение по обертонному звучанию делается сидя, тело находится в удобном положении, спина прямая. Начинайте дышать полным дыханием. Сделайте вдох, одновременно направляя кончик языка к верхушке нёба. Выдохните. На выдохе язык слегка изогнется. Пусть воздух выходит беззвучно и с некоторым напором, но не наталкиваясь на зубы.

Язык и нижняя челюсть должны располагаться так, чтобы между основанием языка и небом был небольшой зазор. Кончик языка загнут назад, зазор достаточен только для прохода воздуха. Именно в этом пространстве создаются обертоны.

• Подберите подходящее для вас звучание. Лучше, чтобы звучание было как можно более глубоким, чтобы оно могло входить в резонанс с харой.

• Важно также, чтобы боковые стороны языка могли прикасаться к зубам.

• Во время выпевания старайтесь, чтобы звук создавался верхней частью неба и носом, а не горлом.

• Когда звучание установится, отклоните язык вперед, в сторону зубов, и обертоны станут выше. Отклоните язык назад, и обертоны станут глубже.

• На свойства звучания можно влиять, раздвигая уголки рта и меняя расстояние между губами.

Если следующие гласные (у, о, а, е, и) выпевать раздельно, окажется, что каждая гласная входит в резонанс только с определенной частью тела:

У — с нижней частью позвоночника, О — с животом, А — с сердцем, грудью, Е — с горлом, И — с третьим глазом, Ом — с теменной частью головы.

Рекомендую делать обертонное звучание раз в день, в течение минимум 10 минут. Время выпевания каждой гласной должно быть таким, чтобы под действием обертонов соответствующая часть тела успела завибрировать. По окончании пения надо войти в состояние расслабления примерно на 10 минут, закрыв глаза и дыша полным дыханием йогов. Следите за своим физическим, эмоциональным и психическим состоянием. Через 10 минут или раньше, если появится ощущение удовлетворенности от сделанного, мысленно сосчитайте от одного до пяти. На счете пять откройте глаза. Наступит состояние глубокой пробужденное™, полной расслабленности и сосредоточенности в харе.

Хазрат Инхалат Хан говорил:

«Музыка — гармония мира... эта гармония — проявление жизни в человеке, который является миниатюрной копией мира.

Самое волшебное в музыке то, что через нее без сосредоточенности и работы с умом можно войти в медитацию. Музыка соединяет сознательное с бессознательным, форму с бесформенностью. Если речь идет о вещи, которую можно охватить умом, но которая не воплощена ни в какую форму, то это, конечно же, музыка» .