Каждому офису, конторе, фирме, присущи нормы поведения и правила, которые необходимо соблюдать в течение всего рабочего дня. Конечно, можно сказать, главное четкое исполнение своих прямых функциональных обязанностей, а не этикет офисного сотрудника, но это не так.
Офисный этикет направлен в первую очередь на поддержание в коллективе единоначалия и уважения сотрудников друг к другу, что напрямую связанно с выполнением задач, поставленных руководством офиса. Так что хотите работать на новом месте без проблем, принимайте для себя нормы и правила, установленные на данном рабочем месте. Нет, не готовы, хотите быть серой вороной, ищите для себя другую работу, не обремененную соблюдением определенных норм и правил офисного сотрудника.
В большинстве организаций «ожидаемое поведение» нового сотрудника основывается на уже сложившихся традициях коллектива, часть этих традиций закрепляется в приказах и документах, другая часть носит неформальный характер и имеет форму негласного устава коллектива, передающиеся от одного человека к другому в процессе становления сотрудника на новом месте. Ниже приведем основополагающие моменты офисного этикета, которые помогут новому сотруднику быстрее влиться в коллектив и избежать неприятных взглядов и колкостей со стороны старожил организации.
- После того как Вы получили заветное место, не стесняйтесь, попросите в отделе кадров официальный дресс-код - требования к офисной одежде сотрудников. При его отсутствии, что в природе не может быть, узнайте, какая одежда приемлема для работы в данном коллективе, начиная от обуви и заканчивая галстуком.
- Мобильный телефон, каким бы он не был дорогим и современным не носите на шейной ленточке, громкость вызова должна стоять на тихом, вибрационном режиме, мелодию звонка не должна быть вызывающей, блатной, лучше, если это будет тональный вызов.
- Откажитесь от наушников и прослушивания радио во время работы. Это простые вещи и не требуют особых усилий, но они также и не привлекут отрицательного внимания к Вашей персоне со стороны коллег.
- Нехватка, времени на завтрак по различным причинам, заставляет желудок урчать, бурчать в самый не подходящий момент. Но дело спасает время, которое установлено в офисе для короткого чая или кофе. Прежде чем достать бутерброд, постелите на стол салфетку, ешьте над ней, после приема пищи аккуратно сложите ее и отправьте в мусорную корзину. Если пища была съедена не полностью, то оставшиеся кусочки, надо упаковать в воздухонепроницаемую тару, для не распространения запаха остатков пищи по офису. Салфеткой, над которой ели, не вытирайте губы и руки. Для этой цели достаньте свежую, которые Вы купили, заблаговременно идя на новую работу.
- Не назначайте встречи в офисе своим друзьям, родным и близким во время рабочего дня. Если такая встреча необходима, выйдите из офиса, при этом четко прокомментируйте, куда Вы пошли, на какое время и самое главное причина, она должна быть весомой и понятной для коллег. Прием звонков по телефону не по работе сопровождается выходом с рабочего места в коридор, комнату психологической разгрузки, в то место где Вы можете не шептать, а нормально разговаривать. Следите за временными рамками телефонных переговоров, это важно.
- Современный офис, немыслим сегодня без современных средств коммуникаций, одним из которых является интернет. Не злоупотребляйте данной услугой, помните, что большинство работодателей устанавливают на офисную сеть, программы контроля, за интернетом и по каким ресурсам путешествуют его сотрудники. Помните об этом.
- При посещении других кабинетов в офисе, постучитесь, выдержите паузу, услышав, войдите или другое слово, зайдите и начните свой монолог со слова, извините, у меня такая проблема или такой то вопрос. Спрашивая внезапно закончившиеся скрепки, кнопки, бумагу и т.п. используйте выражения, пожалуйста, я Вам благодарен. Не говорите, я Вам должен, Я Ваш должник и тому подобное. Это слова между друзьями, но к офисному этикету они отношения не имеют.
- Подробно рассказывать, как и в каком направлении чихать и кашлять, не стоит, надо иметь всегда с собой чистый носовой платок или салфетку, при этом после издания звуков, сопровождающие чиханье и кашель не забудьте извиниться.
- Не допустимо в офисном этикете профанация на рабочем месте. Обсуждение чужих недостатков, недочетов в офисе не допустимо, не обсуждайте других, тем самым не дадите повода обсуждать в негативе себя.
- По вопросу облагораживания своего рабочего места, с помощью календарей, фотографий родных, близких, цветов и плюшевых игрушек. Этикет не запрещает, но не приветствует загромождение стен, столов, офисных перегородок любимыми мелочами, во всем должна быть норма.
- Оставляя рабочее место, по каким либо причинам, своим коллегам, доведите четкую инструкцию по общению с Вашими клиентами. Ответы не знаю, сегодня не будет, а где-то там, я не уполномочен, не употребляются, такие выражения только портят имидж фирмы перед потенциальной клиентской базой.
- И самое главное не пытайтесь, как бы незаметно, среди коллектива поковыряться в носу, поправить носок, почесаться в определенных местах. Для этих целей есть отдельные помещения.
Неуважение к офисному этикету, несоблюдение элементарных норм и правил поведения в коллективах, нельзя недооценивать. Считать, что работа и результат, достигнутый любой ценой, является главной целью офисного сотрудника ошибочно. Это разовый результат, а постоянный, основанный на сплоченности коллектива единомышленников, базирующийся на офисном этикете, его соблюдении и выполнении всеми сотрудниками, будет приводить к постоянным положительным результатам работы всей фирмы.