Современный танец как отголосок древности
Если рассматривать современное танцевальное искусство через призму истории, оно может показаться лишь бледной тенью, рудиментом своего великого предка. Первобытный танец, в отличие от своих современных потомков, был прямым, мощным и всеобъемлющим выражением эстетического чувства и коллективного духа древних сообществ. Он не был просто развлечением или искусством в современном понимании — он был самой жизнью.
Колыбель всех танцевальных форм
Значение первобытного танца для нас сегодня огромно по двум ключевым причинам. Во-первых, он является тем самым корнем, из которого выросли все без исключения современные виды и стили хореографии. Во-вторых, в нём можно увидеть прообраз современных психотерапевтических и тренинговых практик, использующих движение. Для человека каменного века, как и для участника современных терапевтических групп, танец служил главным инструментом самовыражения и коммуникации. В истории человечества танец, пожалуй, никогда больше не обладал таким многообразием функций и не занимал столь центрального места в повседневном существовании.
Танец как образ жизни
В первобытном обществе граница между танцем и обыденной жизнью была почти неразличима. С одной стороны, ритуальный танец был одной из основных форм коллективного бытия. С другой — сама жизнь человека протекала и осмыслялась через танец. Люди танцевали, готовясь к охоте, танцевали, обучая детей, танцевали, заключая браки. Танцевальная активность сопровождала человека постоянно, и есть свидетельства, что она была свойственна уже неандертальцам (палеоантропам).
Магия круга и формы танца
Доминирующей формой первобытного танца был круг. Эта форма была не только самой удобной для массовых ритуалов, но и обладала глубоким символическим, магическим смыслом, связанным с культами Солнца и Луны. Круговые танцы исполнялись по самым разным поводам: для обеспечения удачи на предстоящей охоте, для вызова плодородия земли, для достижения всеобщего благополучия, а иногда они символизировали и фактически совершали брачный союз. Помимо массовых круговых танцев, существовали также парные, любовные и даже индивидуальные танцы, которые, однако, часто выстраивались по той же круговой схеме.
Тотемические танцы: обучение и идентичность
Особую роль играли тотемические обряды. Молодые члены племени, подражая движениям тотема (священного животного, птицы или растения, считавшегося прародителем рода), познавали окружающий мир, изучали историю своего племени и готовились к взрослой жизни. Таким образом, тотемический танец выполнял ряд критически важных социальных функций. Он служил знаком, маркером принадлежности к определённой группе. Например, у африканского племени бечуанов при встрече незнакомцы спрашивали друг друга: «Как ты танцуешь?», чтобы определить клановую принадлежность. Уже в эпоху верхнего палеолита танцы чётко делились на мужские и женские, а мастерство в них напрямую ассоциировалось с ценными для пола качествами: силой и выносливостью у мужчин, способностью к деторождению у женщин. Интересно, что часто девушки выбирали себе в мужья именно лучших танцоров.
Охотничьи и военные танцы: тренировка и триумф
Охотничьи и военные танцы выполняли функцию комплексной физической подготовки, развивая силу, ловкость, координацию и точность движений. Антрополог Люсьен Леви-Брюль описывал охотничью пляску индейцев мандан, где участники в деталях разыгрывали сцены преследования бизона. А после успешного военного похода те же индейцы исполняли «танец скальпа», с гордостью демонстрируя трофеи и в танцевальной форме воспроизводя события битвы.
Танец как путь в транс и избранность
Многие древние обряды были направлены на достижение особого состояния — экстаза или транса. В этом состоянии участники могли пророчествовать, проявлять необычные способности или переживать глубокие духовные потрясения. Ритмичные движения и музыка были ключом к этому изменённому состоянию сознания. Например, у гвианских индейцев кандидат в жрецы или колдуны должен был доводить себя длительным постом, самобичеванием и изнурительной пляской до конвульсий и обморока, что считалось знаком избранности.
От древних ритуалов к современным практикам
Как видно, в первобытном обществе танец имел несравненно более глубокое и многогранное значение, чем мы часто предполагаем. Отголоски этих ритуалов дошли до наших дней в двух формах: в виде строго регламентированных церемоний (как коронации) и в виде сохранившихся в изолированных сообществах «танцевальных шаманств». С помощью таких танцев до сих пор посвящают юношей в мужчины, лечат от страхов и болезней. Современные психотерапевты, называя этот метод «терапией изменённым сознанием», с большим уважением изучают и адаптируют подобные практики.
Исцеляющая сила коллективного ритма
Известный исследователь Антонен Арто, описывая ритуальные танцы, отмечал, что они служат мощным инструментом психологической разрядки и исцеления. Колдун или жрец, контролируя рисунок и музыку танца, направляет его воздействие. Ключевое отличие от современной индивидуальной терапии заключается в коллективной природе исцеления: внутренние конфликты и «духи» болезни изгоняются в присутствии и при поддержке всего сообщества, что снимает чувство одиночества и отчуждённости. Арто стал свидетелем неистового «танца криса» на Бали, где участники в состоянии транса пронзали себя мечами. По словам его местных друзей, подобные практики — причина того, что на острове крайне мало душевнобольных. Танец, таким образом, остаётся не просто искусством, но и древней, проверенной временем технологией гармонизации индивидуальной и коллективной психики.