Первый модный показ в СССР: как Ив Сен-Лоран покорял Москву и почему его коллекция не нашла отклика у советских женщин


В современном мире следить за модой просто: последние тренды мгновенно появляются в глянцевых журналах, соцсетях и онлайн-изданиях, где можно детально рассмотреть коллекции с мировых подиумов. В эпоху Советского Союза всё было иначе — доступ к модным новинкам был крайне ограничен, а импортная одежда для большинства оставалась несбыточной мечтой.

Именно поэтому приезд в Москву в 1959 году команды легендарного дома Christian Dior во главе с молодым Ивом Сен-Лораном стал настоящей сенсацией. Это было первое в истории СССР модное шоу такого масштаба. Как оно прошло и почему оставило столь неоднозначные впечатления?

Миссия в СССР: зачем Dior отправился в Москву?

Конец 1950-х годов в СССР был временем дефицита. Государство делало ставку на тяжёлую промышленность, а производство тканей и одежды оставалось на втором плане. Женщины, устав от однообразия, часто шили наряды сами, но воспроизвести мировые тенденции удавалось немногим. Более того, стремление к яркому индивидуальному стилю («стиляжничество») часто осуждалось обществом.


Ив Сен-Лоран, возглавивший Дом Dior в 22 года.


Рекламный листок, анонсирующий показы Christian Dior в Москве в 1959 году.

В то время как в СССР царил дефицит, в Париже переживал расцвет дом Christian Dior. После смерти основателя бренда его место занял юный, но амбициозный Ив Сен-Лоран. Одной из его задач было расширение влияния марки и привлечение новой аудитории. Так родилась идея отправиться в Советский Союз — страну, закрытую для западной моды. Сен-Лоран, увлечённый славянской культурой, видел в этой поездке не только коммерческий, но и творческий вызов. Однако реакция советских женщин оставалась большой неизвестностью.

Грандиозная подготовка: 120 чемоданов и 500 литров духов


10 июня 1959 года. Команда Dior прибывает в Москву на борту Air France.

10 июня в столицу СССР прибыли 12 манекенщиц, визажисты, парикмахеры и сам Ив Сен-Лоран. Объём груза поражал воображение: 120 чемоданов с нарядами, обувью и аксессуарами, а также около 500 литров духов. Часть ароматов использовали для подготовки моделей, а основную массу — в качестве дипломатических подарков для чиновников и их жён.

Афиши с изображением элегантной парижанки и надписью «Французские моды. Парижский дом моделей. Кристиан Диор» появились по всей Москве. Ажиотаж был колоссальным: за пять дней показов в Доме культуры «Крылья Советов» побывало около 11 тысяч зрителей. Шоу проходили по 2-3 раза в день строго по приглашениям, и за это время модели вышли на подиум около 140 раз. Зрители, среди которых были и представители власти, и простые работницы ателье, с нескрываемым интересом впитывали каждую деталь.


18 июня 1959 года. Исторический момент: первый модный показ в СССР.

Шок и непонимание: почему советские женщины не приняли парижскую моду?

Смогли ли роскошные творения Dior найти отклик в сердцах и гардеробах советских женщин? Фотосессия моделей на улицах Москвы лишь подчеркнула контраст между элегантными гостьями в шляпках и туфлях-лодочках и местными жительницами в практичных косынках и сандалиях.

Обратите внимание: Тренч – стильный предмет одежды каждой женщины, не выходящий из моды.

Реакция публики и прессы была противоречивой. Восхищение смешивалось с недоумением и даже критикой. Журнал «Огонёк» писал: «Зачем платья из плотной шерсти так сильно открыты?.. Для нас, северян, это не особенно практично. Платья коротковаты... Ручная вышивка по тюлю — это, конечно, очень красиво, но кто может позволить себе такую дорогую вещь?» Главными претензиями стали непрактичность, излишняя открытость и, что ключевое, недоступность высокой моды для обычного человека.


Коллекция Сен-Лорана, созданная для элиты, столкнулась с реалиями общества, где ценились скромность, функциональность и равенство. «Буржуазная» роскошь оказалась чуждой советскому менталитету того времени.

Несмотря ни на что: наследие первого показа

Несмотря на прохладный приём, визит Dior стал важнейшим культурным событием, которое всколыхнуло советскую моду. Он проложил путь для дальнейшего диалога. Уже в 1967 году в Москве прошёл первый Международный фестиваль мод с участием сотен фирм со всего мира, что привело к расширению торговых соглашений и ассортимента одежды.


Важным последствием стало и то, что советские дизайнеры, такие как Вячеслав Зайцев, получили возможность выезжать за рубеж и представлять свои работы. Зайцев, которого позже назовут «красным Диором», сумел адаптировать мировые тенденции к советским реалиям, доказав, что мода может быть и стильной, и соответствующей духу времени. Именно он и его коллеги заложили основы самобытной российской fashion-индустрии, которая сегодня уверенно чувствует себя на международной арене.

Анастасия Мустафина

Фото: Getty Images, Legion Media

Больше интересных статей здесь: Мода и красота.

Источник статьи: Мало кто знал, что за первое модное шоу в Москве отвечал Ив Сен-Лоран, а советские женщины не приняли его творчество.