Пигменты и красители: виды, свойства и применение в отделочных работах

Изображение пигментов и красителейМел — это природный материал, который может иметь белый цвет с желтоватыми или сероватыми оттенками. Он классифицируется на комовый и молотый, каждый из которых делится на три сорта в зависимости от качества и степени очистки.

Применение и обработка мела

Мел широко используется в строительстве и ремонте для изготовления высококачественных замазок и шпаклевок. Для этих целей необходим мел тонкого помола. Если под рукой есть только крупный помол, его можно превратить в тонкодисперсный отмученный мел. Для этого одну часть мела заливают тремя частями воды, тщательно перемешивают, процеживают через мелкое сито и дают отстояться. После осаждения мела воду аккуратно сливают, верхний слой мела снимают, сушат, измельчают и просеивают через частое сито.

Для приготовления замазок и масляных шпаклевок используют исключительно сухой мел, просеянный через самое мелкое сито. Чтобы придать составу нужный цвет, в мел можно добавлять различные порошкообразные пигменты. Важное исключение — свинцовый сурик, так как он токсичен и может вызвать отравление.

При приготовлении меловых или клеевых побелочных составов их рекомендуется процеживать через марлю. Это помогает задержать крупные частицы, хотя и несколько увеличивает расход материала.

Белила и их свойства

Белила — это тонкие белые порошки, получаемые путем помола прокаленного цинка, углекислого свинца, титановых руд или литопона. Они служат основой для масляных красок и шпаклевок. Их укрывистость (расход на квадратный метр) варьируется: титановые — 50-75 г/м², цинковые — 100–110 г/м², литопоновые — 120 г/м², свинцовые — 200-300 г/м².

Цветные пигменты и их психологическое воздействие

Желтые пигменты

Желтый цвет ассоциируется с солнечным светом, он активный, оживляющий и бодрящий. Кратковременное воздействие желтого может повысить работоспособность. К этой группе относятся охра и кроны.

  • Охра — устойчивая желтая краска с различными оттенками. При прокаливании становится красно-коричневой (жженая охра). Укрывистость: 65-90 г/м².
  • Кроны — краски от лимонного до оранжевого цвета, бывают свинцовые и цинковые. Укрывистость: 110-190 г/м².

Синие пигменты

Синий цвет — холодный, спокойный и пассивный. Он может снижать активность и способствовать созерцательности. Основные представители — ультрамарин и лазурь.

  • Ультрамарин (синька) — имеет синие и зеленоватые оттенки, часто используется в меловых и известковых составах. Укрывистость: около 50 г/м².
  • Лазурь — нещелочестойкая синяя краска, применяется только в масляных и эмалевых составах. Может темнеть на солнце. Иногда ее добавляют к саже для усиления цвета. Укрывистость: 10–60 г/м².

Красные пигменты

Красный цвет оказывает возбуждающее, навязчивое воздействие, изменяя дыхание и пульс. Кратковременное воздействие повышает работоспособность, но длительное — вызывает усталость. В эту группу входят сурик железный и свинцовый, мумия, киноварь.

  • Сурик железный — кирпично-красного цвета. Укрывистость: около 20 г/м².
  • Сурик свинцовый — красно-оранжевый, ядовит, не для внутренних работ. Укрывистость: около 100 г/м².
  • Мумия — от светло- до темно-красного цвета, со временем темнеет. Укрывистость: 30–60 г/м².
  • Киноварь — различных оттенков, устойчива к кислотам и щелочам, но может менять цвет на солнце. Укрывистость: 80–120 г/м².

Зеленые пигменты

Зеленый цвет — нейтральный, успокаивающий. Длительное воздействие не утомляет и способствует устойчивому повышению трудоспособности. Оттенки зеленого (например, в сочетании с желтым или синим) влияют по-разному. Основные пигменты: хромовые зелени и свинцовая зелень.

  • Хромовые зелени (окиси хрома) — смеси желтых кронов с лазурью, оттенок регулируется пропорциями. Укрывистость: около 40 г/м².
  • Зелень свинцовая — также смесь желтых и синих красок. Укрывистость: 28-70 г/м².

Коричневые пигменты

Коричневый цвет создает ощущение тепла, спокойствия и сдержанности, хотя некоторые его оттенки могут восприниматься мрачно. К ним относятся умбра и сиена жженая.

  • Умбра — коричневая краска различных оттенков, после обжига становится красновато-коричневой. Укрывистость: около 40 г/м².
  • Сиена жженая — по свойствам близка к охре, часто используется для имитации древесины (дуб, ясень). Имеет небольшую укрывистость.

Черные пигменты

Черный цвет ассоциируется с темнотой, может казаться мрачным и тяжелым, снижая настроение. В эту группу входят сажа, перекись марганца, древесный уголь и графит.

  • Сажа — получается при сжигании нефти или газа, смешивается с маслом, клеем или мыльной водой. Укрывистость: около 15 г/м².
  • Перекись марганца — природный минерал, хорошо смешивается с водой. Укрывистость: около 40 г/м².
  • Древесный уголь и графит — после измельчения и просеивания могут использоваться как черная краска. Укрывистость графита: около 30 г/м².

Металлические пигменты

К ним относятся бронзовые и алюминиевые порошки, которые в основном применяются для окраски металлических поверхностей и в декоративных малярных работах. Их укрывистость очень высока — всего 3–4 г/м².

Важные рекомендации по работе с пигментами

Большинство пигментов подходят для водных составов, но не все — для масляных и эмалевых. Например, известь и мел используются только в водных растворах.

Щелочестойкие пигменты (сажа ламповая, перекись марганца, киноварь, мумия, сурик железный, охра, сиена, умбра, окись хрома, ультрамарин, а также лимонный, оранжевый, алый и бордо) можно применять во всех типах окрасочных составов. Остальные пигменты годятся только для клеевых и эмульсионных красок.

Для приготовления колеров (окрасочных составов нужного цвета или оттенка) часто приходится смешивать несколько пигментов. Важно: не рекомендуется сыпать сухие пигменты прямо в готовый состав, так как их сложно равномерно размешать, и на поверхности могут остаться полосы. Правильная технология предполагает предварительное замачивание пигмента в воде, тщательное перемешивание, процеживание через частое сито и только затем добавление в основной состав тонкой струйкой при постоянном помешивании.