Пленница Артемиды

Запрос клиента: Страх взросления. Сепарация . Личностное становление. Выбор.

Холодно, наверняка очень холодно сейчас, вон как кутаются в шарфы, натягивают печатки, выходя из метро. И снежинки – вот они, совсем не тают на плечах. Я никогда не чувствовала, как тают снежинки, давным-давно, дома их не бывало, а сейчас… Я не могу их почувствовать, хоть туника едва прикрывает грудь … Не холодно, не жарко. И только кажется, что огромная тяжесть балкона давит на спину и плечи. Только кажется… Я знаю, я пробовала оторваться от стены однажды в глухой час, когда никого не было на Невском. Это внезапно оказалось так легко, что я чуть не спрыгнула тротуар. Да только Левая с ужасом зашептала: «Куда? Что ты делаешь, стой!» Ну я и остановилась почему-то. А ведь Луна -хозяйка готова была мне ответить на мои вопросы, я знаю. Теперь когда еще совпадет и полнолуние и пустой проспект. И … решимость моя. Пустой проспект - это редкость, но что то сегодня не видно экскурсантов, только поток прохожих…

А вот, идут, сейчас начнется….

Правая, не поворачивая головы встретила взглядом группу школьников с молоденькой стройной девушкой-экскурсоводом и утомленной педагогическим опытом учительницей истории во главе, которые приблизились к зданию середины XIX века на Невском проспекте.

- Обратите внимание на великолепные статуи двух прекрасных женщин, которые поддерживают балкон над входом в здание, - вдохновенно начала экскурсовод, - Кто знает, ребята, как они называются?

- Эти как их, атланты. Не, атлантихи? – захихикали, оживились школьники, - атлантессы, гераклиды.

- Действительно, вы молодцы, вспомнили. Атлант – это могучий титан, держащий на плечах небесный свод. Но перед нами женские фигуры, и называются они- кариатиды. По одной из версий вдохновительницами создания таких архитектурных элементов считают девушек из древнегреческого города Кария, которые совершали религиозные танцы с корзинами на головах и воспевали древнегреческую богиню Артемиду.

- Так, а Артемида это? - включилась классная руководительница – учитель истории, - Напомни всем, Синельникова.

Девочка с косичками опустила руку и бойко провещала:

- Артемида— в греческой мифологии девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны. А её брат Аполлон был олицетворением Солнца.

- Да, верно. У Гомера Артемида — образ девичьей стройности, - оживленно подхватила экскурсовод, увлекая группу дальше по Невскому, - девушки -жрицы, посвященные культу Артемиды, как и она должны были всегда оставаться юными и не могли выйти замуж. Нарушивших обет Артемида строго карала.

Правая с трудом различала обрывки удалявшейся речи, но ей не было нужды слышать детали. Месть Артемиды они с сестрой познали на себе. Она встретилась взглядом с Левой и обе унеслись в памяти на две с половиной тысячи лет назад. В родную, сухую и солнечную Карию.

Были ли они сестрами подругами настолько близкими и неразлучными, что их путали люди, мы не знаем, но обе благословляли судьбу свою под сенью храма много лет до того самого грозного дня. Они и сами не помнили какие были у них имена, потому что две с половиной тысячи лет уже знали друг друга как Правую и Левую. Время текло от праздника до праздника, радостно и светло, будущее было обещано и дано раз и навсегда, ничто не смущало блаженного покоя. Истинного покоя, который дарован богами лишь целомудренному неведению.

Но пришел год совершеннолетия, и только другу другу, как самым близким, смогли они признаться в крамоле. Одна из них - Правая или Левая? – полюбила юношу- пастуха, что посещал храм по праздникам вместе со своей семьей. Его жаркие взгляды разбудили ее сердце и самым большим желанием стало уйти из храма в деревню и жить там обычной жизнью, пусть и не такой беззаботной, но полной огня и всех таинственных, страшных, но притягательно прекрасных превращений, которые ждут замужнюю взрослую женщину.

Вторая – Левая или Правая? – обнаружила в себе иной огонь – поэтический дар, который жег ей сердце и язык, она сочиняла прекрасные стихи подругам к дню совершеннолетия и к ежегодному празднеству Артемиды. Но талант расцветал, и как истинный огонь требовал для своего развития – все больше впечатлений, опыта, нового знания, иными словами, ей тоже невозможно стало оставаться в клетке предопределенности. Судьба вечной жрицы перестала манить ее, еще недавно приносившие упоение храмовые обязанности стали томительно-унылы, и храм стал тюрьмой.

Как ни страшились гнева всесильной Артемиды сестры, но одобрения и поддержки друг друга показалось им достаточным, чтобы решиться на ужасное преступление - бегство в иную жизнь.

Предательство не состоялось. В ночь побега разгневанная Артемида обратила их в каменные изваяния – как были, застигнутые врасплох в наспех туниках, с уложенными пожитками во вскинутых руках застыли они навеки у врат храма в назидание остальным послушницам, а когда храм был разрушен, всесильная богиня пожелала продлить их муку, перевоплотив их в далекой холодной России на главном петербургском проспекте среди другого архитектурного декора Северной столицы.

Если правда, что душа хранит опыт прежних жизней, то Правая чувствовала это определенно. Иногда, когда проспект совсем пустел, она незаметно разминала затекшие плечи, словно бы действительно ощущая холодную тяжесть здания, приковавшего ее к земле. Изредка ей снились солнечные дни юности, аромат оливкового масла и теплый животворящий вкус винограда на губах, но чаще она видела другие сны – ей казалось, что огромная пятиэтажная холодная махина давит на нее с такой силой, что ноги начинают уходить в землю , совсем как в русских сказках про богатырей ,а иногда, что она танцует, юная и прекрасная, какой то танец на подмостках неведомой сцены и вдруг тело начинает тяжелеть, обрастает килограммами камня, пока, наконец, деревянный пол сцены с грохотом не проламывается под неслушающимися ногами, и она не летит вниз головой в темный Тартар.

В такие ночи она просыпалась разбитая изнутри, но все попытки пожаловаться подруге, затеять разговор о том, что месть Артемиды была слишком страшной по сравнению с самим преступлением, встречали отпор и каменные встречные доводы.

Наслушалась она их в очередной раз и в эту полнолунную ночь, очнувшись от очередного кошмара.

- Ну что опять ты выдумываешь? И почему месть? Не наказание, а счастливейшая, достойнейшая судьба, вот как следует назвать произошедшее с нами чудо. Нам дарована вечность. Наших родных, подруг так давно нет на свете, что две тысячи лет никто не помнит даже их имен, не только что облика. Перед нами проносится вся история человечества. Мы неподвластны суетным мыслям, призрачным мнениям, временным убеждениям и пустым страстям. Люди считают нас украшением своей жизни, восхищаются нами как произведением искусства, тогда как на деле - это они сами, вся их мимолетная жизнь с метаниями и поиском себя, затем мучительным и заранее проигранным сражением с болью и смертью - это все и есть ЗД-анимированная декорация нашего незыблемого бытия. Смотри, смотри снова фотографируются. Два дня лайков, а через неделю этот классный кадр не вспомнят они сами, а через каких-то пятьдесят лет их собственные потомки не вспомнят, кто эти люди на фоне прекрасных кариатид, если случайно наткнутся на снимок. Ой, а кто это на фоне дома, около которого ты мне назначил первое свидание, дорогой? Не знаю дорогая, но какой прекрасный вид.

- Ох, ну перестань же. Что стоит наша вечность, если так незыблема, беспросветно-неповоротлива и от нас в ней ничего не зависит. Мы просто немые свидетели, наблюдатели, зрители на этом пиру, в котором когда-то были живыми участниками.

- Скорее, зрители однообразного, в меру веселого и грустного, но бесконечно поучительного спектакля. Из партера мы смотрим теперь, как другие разыгрывают роли, когда-то сыгранные и нами, и так прекрасно знаем все возможные финалы, что приближаемся в этом к режиссерам и даже авторам пьесы.

На последних словах Левая понизила голос и оглянулась.

- Да к черту партер! И что мы там сыграли? Не успели даже открыть текст. Не увидеть я хочу, как другие играют мою роль, а сама, сама прожить ее, наполниться, пусть это мгновение, но оно стоит этого бессмертия и величия, и ценности и… Бессмысленного бессмертия. Да, да, бессмысленного, - повторила она, поймав возражающий жест товарки, - Ой, ну не начиная опять про миссию служения прекрасному, еще скажи, что на нас с тобой действительно держится этот чертов балкон. Я это проверяла. А будь и так – я хочу пойти свой собственный путь, а не служить ни людям, ни долгу, ни самой Артемиде.

При этих словах им обеим показалось, что лунный диск прибавил силы своего ровного свечения и как будто на мгновение утратил резкость очертаний. Рисунок на его поверхности неуловимо для человеческого глаза пришел в движение. Но умолкнувшие изваяния отчетливо видели, как с высоты несется к ним колесница, в окружении своры гончих. Если можно сковать ужасом камень, то именно это почувствовали Левая и Правая кариатиды в эту минуту. Еще мгновенье и грозная, но вечно пркрасная Артемида в шафрановой охотничьей тунике с красным подолом, доходящим до колен, соскочив с колесницы, опустила серебряный лук, и, нахмурив тонкие брови, взглянула на замерших сестер.

И расхохоталась.

- Две с половиной тысячи лет я ждала – проснется ли снова в вас желание повторить свою жалкую попытку встать на свой путь. Час настал. И чтобы не давать больше повода до святотатства, я сама решила даровать вам прощение и свободу, если таково ваше желание.

При этих словах Правая подняла глаза и в немой мольбе простерла руки навстречу богине. Но Левая взглянула на Артемиду с испугом.

- Я дарую вам жизнь человеческую в прежнем облике и возрасте и даже – в любой эпохе и стране этой планеты, - продолжала между тем Артемида, - Каждая из вас может выбрать – вернуться ли в древнегреческую Карию в облике юной пастушки или воплотиться как старшеклассница вон той питерской гимназии, крыша которой маячит перед вашими глазами последние 200 лет. Одно только условие придется выполнить вам, чтобы обрести человеческий облик и судьбу. Как и прежде шаг этот вы должны совершить вместе. Итак, Левая и Правая, если вы обе согласны прервать ваше существование в образе изваяний – да будет так, если же хоть одна из вас выберет продолжить вечное бытие в облике кариатиды – ни одна не сдвинется с места. Готовы ли вы сказать мне, чего поистине хочет ваше сердце? Я дам вам минуту, нет, две, по минуте на каждую, для того, чтобы решить свою судьбу.

И богиня замолчала, устремив взгляд в сторону здания Адмиралтейства и предавшись размышлениям, почему Посейдону, Афине, Гермесу, и братцу-Аполлону посвящены целые здания - памятники архитектуры в самом сердце града Петрова: Биржа, главные врата Петропавловской крепости, Елисеевский магазин, Александринский театр, а ей всего лишь статуя в Летнем саду, наравне с какими-то аллегориями и нимфами, и не покарать ли этот город за непочтение обратив в оленя, раз основателя уже невозможно, то хотя бы губернатора, хоть тот совсем и не при делах.

Тем временем история наша неумолимо приближается завершению. И я вместе с вами жду чуда преображения и освобождения. Но если вы придете в Петербурге к дому на углу Пушкинской улицы и Невского проспекта, то своими глазами сможете убедиться, что, к огромному сожалению или к счастью – он остался невредимым, и обе прекрасные девы-кариатиды по-прежнему на своих местах.

Как жарко ни уговаривала Правая Левую (а может и Левая Правую, сейчас уже это точно никто не скажет) нарушить статус-кво и осмелиться сделать шаг в новую жизнь, ей не удалось пошатнуть уверенность сестры в том, что лучшее – враг хорошего, и прочное, хоть и бесперспективное положение сегодня – гораздо большая ценность, чем сомнительное удовольствие разрушить все «до основания, а затем…». Она даже приводила ей совсем уж таинственные, но жуткие доводы про какие-то методички, которые недавно подслушала у случайных прохожих, но их расстроенная сестра уже совсем плохо понимала.

Неумолимая, но прекрасная в своей непреклонности Артемида повернулась к кариатидам и, усмехнувшись, ласково сказала:

- Дорогие участницы марафона «Трансформация»! Я действительно никогда не собиралась вас наказывать. Если вы хорошенько постараетесь, то вспомните, что знали о моей вечной сущности в годы обучения при храме. Кроме того, что я покровительствую охоте, я как богиня целомудрия, деторождения и плодородия, являюсь еще и покровительницей молодых женщин, особенно будущих невест. Мой долг – сопровождать юных девушек в их переходе к полной зрелости, к принятию обязанностей жены, а молодых женщин – к тому, чтобы стать матерью. Но горе тем, кто осмеливается переступить черту, не созрев для этого шага в сердце своем. Если бы намерение посвятить себя любимому ли, поэтическому призванию ли я увидела в сердцах каждой из вас неколебимым, твердым, спокойным и налитым как яблоко в конце августа, которое только и нужно, что снять с ветки за секунду то того, как оно само упадет в руки, то я сама с радостью благословила бы вас в этот путь, ведь это благословение - и есть моя смысл, сущность и ценность. Но увидев вас на пороге храма в смятении замирающих от страха перед неизвестностью сердец, я поняла, что само бегство значит пока для вас больше, чем то, к чему вы бежите. Что вы хотите иной, женской, взрослой судьбы, но в душе остались детьми и страшитесь этой проявленности, ведь она несет с собой груз и тяготы посильнее чем вот эта огромная пятиэтажная хоромина. И что желаете вы плодов запретных, но и страшитесь их не мнее. Страшитесь, что выбранный путь приведет к разочарованию, что любовь увянет, сменится скукой или изменой, что стихи не будут оценены по достоинству, или будут забыты. Того, что даже самое великое расположение Фортуны не защитит вас от того, что всем человеческим удачам и счастью рано или поздно придет конец, назначенный природой. И тогда я выполнила истинное желание ваших душ – не становиться старше, не пускаться в это плавание, ведь пока корабль не вышел из гавани, ему не страшны штормы. Взросление – вот ключ от этой темницы.

- Но повелительница, я ведь готова, я повзрослела и знаю, чего хочу, - взмолилась Правая, - оставь ее и отпусти меня.

- Нет моя дорогая, - с грустной улыбкой, достойной премудрой Афины, покачала головой богиня-охотница, - когда ты по-настоящему повзрослеешь, то вспомнишь, что нет никакой – ее, что все это только твои собственные метания и сомнения, в потемках собственной души. Твои Хочу и Надо бьются между собой и все никак не МОГУт встретиться.

Я не прощаюсь надолго, девочка. Пока ты не сделала этот шаг к Взрослой себе – для тебя не существует времени, поэтому нет никакого «надолго» и «пора» и «слишком поздно». Весь мир дан тебе как большая движущаяся 3Д-декорация. И только ты сама выбираешь день, когда я снова вернусь, чтобы опять спросить тебя, готова ли ты идти. День, когда Правая и Левая станут Единой. День твоего истинного совершеннолетия.

Еще по теме здесь: Психология.

Источник: Пленница Артемиды.