С темой ТЦ я связана всю постуниверситетскую жизнь. Сперва как аналитик отдела стратегического консалтинга в недвижимости готовила для клиентов отчёты о том, какие проекты стоит строить на их землях и есть ли смысл отдавать часть площади под торговлю. Затем я пила кофе на фудкортах во времена декрета, пока дочь спала в коляске. А далее стала работать как стилист-имиджмейкер и бОльшую часть жизни посвящать обзорам коллекций и шопинг-сопровождениям. Всё там же, в торговых центрах.
Как же они устроены?
Как объяснить то, что в одних магазинах покупателей всегда тьма, а в других пусто?
И от чего зависит разница в оплате для арендаторов?
Дело в том, что ТЦ проектируются по одному принципу. В углах этажей на больших площадях располагаются так называемые «ключевые арендаторы». Они притягивают огромное число потребителей и представляют для торговых центров в целом значительную ценность. Обычно это продуктовые и спортивные гипермаркеты либо магазины электроники и/или детских товаров.
Площади рядом с ключевыми арендаторами занимают не самые популярные и востребованные точки, владельцы которых готовы платить больше лишь за факт удобного расположения - в так называемой "прикассовой галерее". Они отдают за аренду больше, значительно больше, но в них и заглядывают значительно бОльшие потоки посетителей. Которые все равно были рядом и решили зайти, что называется, "заодно".
Самые дешёвые помещения расположены обычно в середине этажа либо в глубине (но в той стороне, где ключевых арендаторов нет). Однако, покупатели доходят туда лишь в случае, когда намеренно направляются в конкретный магазин. Случайно они туда не забредут.
Скажем, сегодня по работе мне довелось побывать в ТРЦ Ривьера в Москве – возвращала вещи в магазины после воскресной съёмки, которую стилизовала для модельного агентства. В глубине второго этажа располагается одинокий Koton. В той стороне почти нет людей. Магазин выживает по другой причине: он двухэтажный. А на первом рядом с ним как раз-таки находится ключевой арендатор – Декатлон. На первом этаже они платят значительно за аренду, но обеспечивают себе поток посетителей, которые могут добраться на второй по эскалатору внутри магазина. А на втором в результате экономят, ведь место их расположения там в целом неудобно.
Есть и другие принципы планирования площадей в торговых центрах (этим занимаются целые команды под названием "Concept development"). Так, например, под свободные от магазинов зоны не должно быть отведено более 30 % площади (иначе проект не окупится). Кроме того, разумно располагать рядом схожие проекты, так они приносят больше прибыли: ресторан за рестораном, развлечения по соседству друг с другом, магазины одежды один за другим.
Вы догадывались о таких принципах планирования торговых центров?
Как вам кажется, что ещё важно учитывать арендаторам, кроме расстояния от ключевых, выбирая себе площадь?