По ту сторону службы занятости. Или как выглядит безработный в глазах сотрудников службы занятости.

Как много слов и высказываний я слышала о плохой работе сотрудников службы занятости - " сидят, бумажки перебирают", "вакансии предлагают не те и не туда" и все такое подобное. Так вот, я была в рядах безработных, состоящих на учёте в СЗ и была её сотрудником. В этой статье, я поделюсь впечатлениями, которые испытывала будучи безработной и непосредственно работником этой организации.

Начнем. Я безработная - помню очереди, снующих инспекторов с кипами бумаг в руках, постоянные направления из кабинета в кабинет, расспросы о том, как я веду поиски работы ( как будто это не прямая их обязанность искать мне работу), подписи, подписи, подписи.... Так же, находясь у инспектора на "отметке" или в коридоре, ожидая своей очереди, я слышала разговоры других людей, их мнения. Еще тогда, меня удивляли ответы взрослых, здоровых мужчин о пожеланиях к поиску работы - сторож, дворник с минимальной заработной платой. Или рассуждения: "зачем я пойду работать, если тот же частник платит мне за пол ставки, зарплата выходит меньше пособия по безработице. Сейчас же, я занимаюсь своими делами, да еще получаю пособие.

Но период выплат имеет свойство заканчиваться. Я пошла учиться от службы занятости, по востребованной профессии на рынке труда. Прекрасно осознавая, что чем дольше не работаешь, тем быстрее теряется твоя квалификация, даже если у тебя высшее образование. Кого быстрее примет на работу работодатель - человека который не работал энное количество лет или того, кто имеет практически непрерывный стаж? Через некоторое время, в центре занятости появилась свободная вакансия, меня пригласили - я согласилась. Если бы я знала с чем столкнусь... Мое мнение поменялось полностью, и по отношению к работникам и к безработным. Поэтому когда , слышу или читаю о том, что это "бесполезные работники", "бессмысленное расходование денежных средств, налогов на зарплату этим сотрудникам" (такие возмущения можно услышать не только в адрес инспекторов службы занятости), отношусь критически. Не нужно судить о том, в чем Вы не компетентны, рабочие места создавались не ими, претензии по этому поводу сотрудникам предъявлять не нужно .

Вот мы перешли ко второй части моего повествования. Сразу, прошу прощения у тех, кто действительно обращается в СЗ за поиском работы.

По остальным гражданам, дела обстоят следующим образом. Если условно разделить в процентном соотношении категории обратившихся в службу занятости, то у 90% людей на первом месте стоит получение пособия по безработице. Можете сколько угодно, говорить, что это не так, или это вынужденная мера, так как другого источника дохода нет, лишились работы и т.д. Опытному сотруднику стоит задать несколько вопросов, как картина сразу проясняется.

Категории (так же условно):

  1. "хронические" безработные - из года в год встают на учет или могут просто не "снимаясь" стоять годами. Лучше я буду получать минималку или вообще ничего не получать, но работать не буду. Иногда "качают" права - "что это вы мне ничего не предлагаете, не ищете мне работу". Обратился в службу занятости и все, предоставьте мне подходящую работу, да так, чтобы ничего не делать и получать зарплату. Если человек, относящийся к данной категории устроится , то это будет чудо. "Работы нет, а жить на что-то надо" - эта фраза очень часто звучит из их уст.
  2. алиментщики. Обращаются в службу занятости, чтобы не начисляли алименты по средней заработной плате, или уже накопились долги. Вот и стоят до последнего, пока выплаты не закончатся. Если здоровый, трудоспособный мужчина долго находится в рядах безработных 99,9 % - алиментщик. Многие из них прилично одетые, есть семьи и уже другие дети. Вот и стоят "бедненькие" мужички, лишь бы лишняя копейка не досталась бывшей жене и "бывшему" ребенку.
  3. получатель различных субсидий, справочек, пособий. В этом случае, гражданин должен подтвердить, что он не тунеядец, и активно занимается поиском работы. Конечно, до того момента, как получит заветную справочку.
  4. временные безработные. В эту категорию входят граждане вынужденные состоять на учете - ожидают операцию, работающие сезонным методом. Получать хоть какую - то денежку, пока не измениться ситуация в лучшую сторону.

Остальные 10%:

  1. действительно ищущие работу. Они высоко мотивированные, на учете долго не состоят, не зависимо от возраста -за 45 или предпенсионного возраста.
  2. Обратившиеся за различными услугами - профобучением (пройти курсы и получить востребованную профессию), по самозанятости (открыть собственное дело при поддержке СЗ), профориентацией (получить консультацию по профессиональному самоопределению) и др.

Хотелось бы еще отметить некоторые моменты.

  • Центры занятости - это всего лишь посредники между ищущим работу и работодателем, но это не значит, что являясь к нам с перегаром, с другими ароматами мы ничего не чувствуем (даже если вы жуете жвачку, вылили пол флакона парфюма на себя). Иногда, такое наблюдается с завидным постоянством. Вот такому контингенту приходится выдавать направление к работодателю. Из этого вытекает тот факт, что работодатель не спешит подавать вакансии в центры занятости и обходятся своими силами. Если только очень долго не может найти работника.
  • Еще один момент - центр занятости- это не биржа труда. Почитайте закон о занятости населения и попробуйте найти это название.
  • Особенно, сейчас в период карантинных мер, когда начали доплачивать выплаты на детей, центр занятости превратился из организации, помогающей с поиском работы в организацию, выдающую пособия. Толпы, людей, порой вообще никогда не работавших ринулись получать выплаты. "Мне бы встать на учет у меня 7 детей и хочу получать пособие на них" . "Когда мне придут деньги, у меня столько долгов, с чего мне их платить?" В последнее время, подобные фразы участились.
  • Обращаясь в ЦЗН, помните - это не единственный путь поиска работы. Только от Вас зависит, как быстро Вы найдете работу , которая будет устраивать в полной мере или приближена к идеалу. Используя все пути поиска, Вы ускорите процесс трудоустройства. Соответственно - это наличие собственных денежных средств, расширение круга общения, улучшение взаимоотношения в семье.

Пути поиска работы:

  1. обращение к работодателю - самый эффективный способ трудоустройства.
  2. интернет - ресурсы (портал Работа в России, hh.ru, SuperJob...)
  3. знакомые, родственники - тоже хорошая возможность, найти работу. Рекомендации из первых уст
  4. кадровые агентства. в этом случае нужно пользоваться услугами проверенных организаций, для того, чтобы не попасть на мошенников.
  5. центры занятости. Все имеющиеся вакансии выставляются на портале "Работа в России", с ними вы можете ознакомиться на этом интернет - ресурсе, не выходя из дома.
  6. СМИ

Если Вам понравилась статья, ставьте палец вверх?. Подписывайтесь в раздел, чтобы быть в курсе других интересных новостей.