“Мой ребенок врет”. Такое открытие может быть неприятным и раздражающим. Неприятным, потому взаимное доверие подорвано; родитель, как правило, воспринимает такие действия ребенка очень лично, воспринимает их как свою родительскую неудачу. Раздражающим, потому что в сознании родителя ложь подрывает его авторитет и интерпретируется как проявление хамства и неуважения.
С точки зрения ненасильственного общения вранье — это способ удовлетворения какой-либо потребности. Взрослые также иногда лгут, то есть сознательно вводят других людей в заблуждение, чтобы что-то получить. В то время как большинство взрослых, в отличие от детей, осознают эмоциональные потери, которые эта стратегия несет, они не отказываются от лжи. Однако намерение большинства детей состоит не в том, чтобы сознательно манипулировать другими, ввести их в заблуждение или искажать факты.
Почему дети врут?
- Потребность в принадлежности. Дети могут врать о том, какие вещи у них есть, где они бывали, кто их родители, чтобы получить принадлежность к группе сверстников в детсаде или школе.
- Необходимость защиты. Трехлетний ребенок сломал что-то, он не признается и утверждает, что это сделал его младший брат. Таким образом ребенок защищает себя от наказания и гнева родителей.
- Потребность во внимании. Дети могут симулировать болезнь только для того, чтобы родители обратили на них внимание, поцеловали или обняли.
- Потребность в признании. Ложью в этом случае могут быть истории о собственных успехах, достижениях. Такие истории появляются благодаря давлению родителей, которые зацикливаются исключительно на школьных оценках и собственном имидже.
- Потребность в развлечениях, творчестве. Все выдуманные истории, несуществующие друзья ребенка часто присутствуют в его жизни. Нужно это принять.
Ложь может удовлетворить еще многие другие фундаментальные потребности, такие как потребность в безопасности, связях, контакте. Трудно поверить, что их можно удовлетворять ложью! Однако, если условия жизни ребенка сложны, если не сформирована безопасная связь с родителями, то большинство потребностей приходится удовлетворять иначе.
Более того, если практика лжи реализуется успешно, то склонность к лжи у ребенка становится сильнее: эта стратегия работает, а ребенок не знает, что можно по-другому.
Что можно сделать, чтобы ребенок не начал врать постоянно?
- Говорить правду. Сколько раз, прежде чем взять кровь, врач и родители рассказывают детям невнятные истории о том, что больно не будет или что это будет похоже на укус комарика. Как ребенок может узнать цену правды, когда история, рассказанная родителем, является ложью.
- Подавать хороший пример. Звонит телефон и отец просит ребенка ответить и говорит, что если это тетя, то он не дома, а на работе. Ребенок в таких ситуациях учится, что маленькая ложь не страшна, и начинает врать сам по маленьким поводам.
- Не высмеивать. Когда ребенок маленький, его грань между фантазией и реальностью очень тонка. Издевательство над ребенком и его рассказами не остановит его фантазии. Скорее, это может усилить желание ребенка уходить в мир собственных грёз.
- Не вешать ярлыки. „Лжец, обманщик" - это слова, унижающие ребенка, которые нередко действуют по принципу самоисполняющегося пророчества.
- Видеть детскую искренность. Это непросто, особенно когда были ситуации, когда ребенок лгал. Тогда полезно сказать ребенку, используя“я”-конструкции, например: „Я рад, что ты ты мне доверился и рассказал, как было.”
Таким образом мы не нарушаем границ ребенка, не обвиняем и в то же время создаем безопасное пространство для откровенного разговора о том, насколько важна правда в отношениях.