История сложных отношений в школе
Я мама одиннадцатилетней девочки. Воспитываю её с помощью своей матери и няни, так как много работаю, но всё свободное время посвящаю ребёнку. До пяти лет дочь росла дома, затем пошла в садик при хорошей школе, чтобы гарантированно поступить в первый класс. Именно с детского сада начались проблемы в общении. Её постоянно кто-то обижал. Дочь, начитавшись классических детских книг Драгунского и Носова, мечтает об Идеальной Дружбе — такой, чтобы быть неразлучными. И каждый раз находит «подругу», которая начинает над ней издеваться. В саду это была одна девочка, в первом-втором классе — другие. В третьем классе мы перешли в другое здание и новый класс, чтобы сменить обстановку. Там дочь выбрала стратегию одиночества: общалась со всеми ровно, но ни с кем близко не сошлась. В тот же год начали ходить к психологу. За полтора года сменили трёх специалистов. Все они признавали, что серьёзных проблем у ребёнка нет, но были готовы вести нас бесконечно. Дочь поставила цель — поступить в пятый класс престижного лицея по конкурсу, надеясь на новый, более качественный социум. Она усердно занималась с репетиторами, и нам удалось поступить. Всё лето она была на седьмом небе от счастья, но прошло полгода, и ситуация повторилась. Из всего класса она снова выбрала себе в подруги хитрую интриганку, которая ведёт себя по принципу «то прижмёт к сердцу, то пошлёт к черту». Дочь снова несчастна в школе и жалуется. Я не понимаю, откуда в ней эта тяга к подобным людям. Дома её любят, уважают, никогда не повышают голос. Я её поддерживаю, бабушка души не чает. К психологам больше не пойдём — потратили сумму, сравнимую со стоимостью новой машины, и все специалисты были с рекомендациями, включая выпускников психфака МГУ. Перед первым сентября сводили её ещё к одному детскому психологу (уже четвёртому), который после полуторачасовой беседы заверил, что проблем не будет, ребёнок контактен и разумен. Что же делать? Я уверена, что существуют нужные слова, которые могли бы до неё достучаться. Когда она спрашивает совета, я стараюсь помочь.
Обратите внимание: Где найти время на себя?.
Попытки помочь и внутренние переживания
В начале сентября мы разглядывали фотографии новых одноклассников, и я, как взрослый человек, видела, у кого какое выражение лица, кто открыт, а кто — нет. Но мои советы не работают. В частности, я пытаюсь объяснить ей, что дружба, как в книгах, — большая редкость, почти как настоящая любовь, и её можно вообще никогда не встретить. Что ровные, спокойные, приятельские отношения с одноклассниками — это тоже хорошо, не обязательно быть неразлучными. Конечно, это не единственная моя проблема в жизни. Но среди рабочих трудностей и проблем со здоровьем мне было бы огромным облегчением знать, что ребёнок учится в хорошей школе, общается с достойными детьми и счастлив. Окончить этот лицей с точки зрения образования — прекрасная перспектива, там дают отличные знания. Я сама, будь на её месте (и в первой школе, и в саду), точно знаю, с кем бы подружилась, а кого бы избегала. У меня никогда не было таких проблем, я со всеми могу найти общий язык. Как же привить ей это умение — устраиваться в коллективе? Мы же не можем менять школу каждый год. А видеть её подавленное лицо и знать, что она несчастлива в школе — это невыносимая боль, невозможно просто сидеть сложа руки.
Мнение и совет от читательницы
Это действительно очень печальная история, и мне бесконечно жаль вашу девочку. Моя дочь в детстве тоже была очень эмоциональной и доверчивой, дружила «навеки» и словно нарочно находила самых неприятных детей, которые упражнялись над ней, как маленькие диктаторы. Для детей эмоциональное доминирование — популярная игра: у них часто нет других ресурсов и собственности, поэтому все войны и манипуляции происходят именно в сфере чувств. Если нет возможности ударить по кошельку, бьют по нервам — так часто бывает. Потребность в контакте, принятии и признании у всех разная, как у взрослых либидо: кому-то достаточно раз в месяц, а кому-то и каждый день мало. И если ребёнок эмоционально голоден и жаждет дружбы, маленькие манипуляторы это отлично чуют — он становится для них лёгкой добычей. Научить ребёнка равнодушию невозможно, взрослого-то этому не научишь. Но позвольте сказать одну неприятную, но важную вещь. В школу ходят в первую очередь учиться, а не дружить. Так же, как на работу ходят зарабатывать деньги, а не за общением (хотя, по моим наблюдениям, это понимают не все). Дружить лучше в свободное время. Если в школе не складывается с компанией, значит, её нужно искать в другом месте: в музыкальной школе, спортивной секции, кружках. Ребёнок, который обречён только на одноклассников и полностью от них зависит, всегда будет в группе психологического риска, как любой человек, у которого нет выбора.
#женская психология #психология общения #воспитание ребенка #отношения с детьми #детская психология #проблемы общения #проблемы в школе #школьные друзья #мать и дочь #адаптация ребенка
Еще по теме здесь: Психология.
Источник: Как помочь дочери найти контакт с одноклассниками?.