Почему Дзен стал со временем инфопомойкой, или немного об институте Эсален

В крайне неголодные послевоенные годы в США проснулся интерес к эзотерике и различным практикам изменения сознания. Как у нас сейчас.

Доступность веществ подстёгивала стремление не только углубиться в "трипы", но и изучать их. На фоне развития медиа зародился формат интерактивных форумов или "открытый микрофон" в первые использовавшийся в рамках изучения практик расширяющих человеческое сознание и опыт.

В 1962 году американские психологи Майкл Мёрфи и Ричард Прайс основали на живописном и удалённом от мира побережье Тихого океана Биг-Сюр Эсаленский институт. Собственно институтом это назвать сложно, скорее это кружок по интересам и фабрика по производству мемов (культурных генов). Что из себя представлял Эсален? Это место где:

  • активно (то есть не теоретически) изучались всевозможные практики: от медитаций до холотропного дыхания; эзотерика из разряда контркультуры стала инструментом для конструирования новых идей в рамках "Движения за развитие человеческого потенциала"
  • происходило столкновение психологов и практиков, переосмысление эмпирического знания и умозрительных теорий, доступ к трибуне получили такие личности, как Артур Кёстлер, Фриц Перлз, Бакминстер Фуллер, Тимоти Лири, Карлос Кастанеда и сотни других учителей, ученых, политиков и мистиков
  • и, самое главное, Майкл Мёрфи внедрил новый формат обучения: лектор не просто вещал перед аудиторией, происходило живое обсуждение, обмен мнениями, в ходе семинаров микрофон буквально переходил из руки в руки

Волна семинаров, подобных Эсаленским, захлестнула движение «Новый век», потом добралась до таких групп, как ЕСТ (семинары-тренинги Вернера Эрхарда) и НЛП. Многочисленные семинары-практикумы проходили более чем в 200 подобных центрах к 1967 году каждый уик-энд. Учителя не просто читали лекции, но и "программировали" платные группы. На протяжении всего семинара у участников была возможность говорить с учителем – устанавливать обратную связь – с помощью микрофонов, которые они передавали друг другу.

Проникнув в СМИ, идея интерактивного форума очень прижилась. Но не так как замsсливали её авторы, о чём сожалел позже Майкл Мёрфи. Следующим этапом развития этого мема стало появление разновидности телешоу, основанной на идее переходящего из рук в руки микрофона. Первопроходцем был Фил Донахью, ведущий первого по-настоящему интерактивного ток-шоу. Затем ток-шоу начинают появляться, как грибы после дождя, а темы становятся всё более популярными у аудитории - и это отнюдь не научные открытия и политическая ситуация на Ближнем Востоке.

Мерфи воспринимает подобное телевидение как вырождение образовательной концепции Эсалена, цитата приведена по книге Д.Рашкоффа: «Это полная противоположность тому, к чему мы стремились в Эсалене, а мы стремились показать нашу общую человечность. Донахью и Опра Уинфри – просто вуайеристы. Вы смотрите на то, как кто-то другой изо всех сил старается привлечь ваше внимание. Вам вовсе не нужно обнаруживать своё присутствие. Это страшное извращение реальности.

Обратите внимание: Почему говорят, что любовь греет? Да потому, что любовь - это и есть тепло! Только особое. Душевное, искреннее!.

Медиа опошляют современную жизнь. Они ведут к отчуждению и дезинтеграции и не способствуют образованию сообщества. Когда я смотрю эти шоу, я всем сердцем сочувствую этим людям, этим трансвеститам, но большинство зрителей относится к героям таких передач с презрением».

Что мы видим? Вполне благая идея (пусть и приправленная эзотерикой и популярной психологией) трансформировалась в шоу-уродов по ТВ. Почему? Потому что медиа не формирует интересы аудитории, а подстраивается под них. А общество потребителей не интересуется наукой или культурой в том объёме, который сделал бы коммерчески успешным телесайт "Культура", по сути дела Мистер Фримен (мем конца 2000-х) ничуть не солгал, говоря о том, что главное для "народа" - "Жрать. Срать. Ржать".

Да, мы все понимаем, что тупому быдлу проще впаривать низкокачественные товары и разнообразные деструктивные идеи, но где будущее? Где мы окажемся через 10, 20 лет? Какими будут дети тех дегенератов, которые скупают марафоны желаний, не умеют правильно писать, смотрят "смешные" тиктоки и не умеют связанно излагать свои мысли? Я не хочу, чтобы мои дети росли в обществе, где мерилом успеха является бренд смартфона, количество просмотров в тиктоке, не желаю, чтобы они смотрели абсолютно омерзительные вирусные видео, которые сейчас смотрят даже взрослые, казалось бы, люди.

Эти казалось бы взрослые люди наполняют любую площадку коллекцией извращений и дегенеративного юмора: даже сайт сейчас - это смешные видео, обсуждения звёзд, теорий заговора, назойливая политическая пропаганда. Образовательный контент сгинул под кликбейтом. Собственно никому не нужно Знание - нужны статистика, просмотры, монетизация. А монетизируется лучше всего то, что на столько же далеко от высокопарного слова "Культура", как и рисование, простите, фекалиями от Искусства.

Причина - в людях. В желании идти по пути наименьшего сопротивления. Никто не испытывает восторг от перспективы напрячь свой мозг, зародив тем самым новые нейронные связи. Их (бедные нейроны) проще убить совсем, чтобы не было так мучительно стыдно за тот контент, что потребляют массы.

#яндекс.дзен

#социальная психология

#дети

#сми

#культура

#искусство

Еще по теме здесь: Психология.

Источник: Почему Дзен стал со временем инфопомойкой, или немного об институте Эсален.