Вновь возвращаюсь к важной и болезненной теме — к комментариям вроде «какая некрасивая!», которые то и дело встречаются под историческими фотографиями и произведениями портретной живописи. В блоге, посвящённом истории костюма и моды, без этого не обойтись.
Чаще всего я рассказываю о давно ушедших эпохах, и иллюстрации подбираю соответствующие — так что чувства самих изображённых персон задеть невозможно. Но такие высказывания задевают лично меня, заставляя задуматься о природе нашего восприятия.
Маргарита Тереза Испанская, Диего Веласкес, 1656. (сс) Wikimedia Commons
Я уже высказывала свою позицию, и она остаётся неизменной: если кому-то чья-то внешность кажется непривлекательной, это сугубо личное мнение, которым не стоит делиться с окружающими. Оно ничего не говорит о самом объекте оценки, ведь представления о красоте у всех разные. Зато такое высказывание многое раскрывает о том, кто его произносит. А именно — что человек считает допустимым публично оценивать чужую внешность. Даже положительные оценки порой бывают неуместны, а отрицательные не уместны никогда. Это абсолютное табу.
Что мы на самом деле видим в произведении искусства?
Для меня лично подобная реакция означает, что человек, глядя, например, на шедевр Веласкеса, видит в первую очередь некрасивое лицо. Первая мысль при взгляде на инфанту Маргариту — «какая некрасивая». Мастерство великого художника, хрупкость и юность модели, сияние её золотистых волос, глубокий контраст между нежным возрастом и тяжеловесным, роскошным костюмом — всё это остаётся незамеченным. Взгляд цепляется лишь за следы генетических особенностей, вызванных близкородственными браками династии Габсбургов.
Маргарита Тереза Испанская, Диего Веласкес, 1659. (сс) Wikimedia Commons
Да, это не идеализированные образы в духе более поздних эпох. Они не вдохновят на строки, подобные тем, что писали об инфанте:
Потом прошли века. Один. Другой, И третий.
И смотрит мимо глаз, как он ей приказал,
Инфанта-девочка на пасмурном портрете.
Пред ней пустынный Лувр. Седой музейный зал.
Паркетный лоск. И тишь, как в дни Эскуриала.
И ясно девочке по всем людским глазам,
Что ничего с тех пор она не потеряла...
Зеркало тролля в современном мире
Вспоминается начало сказки Андерсена «Снежная королева», где рассказывается о зеркале злого тролля. «Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны». Не кажется ли, что подобный осколок искажает взгляд некоторых зрителей, заставляя их в первую очередь искать недостатки?
Маргарита Тереза Испанская, Хуан Мартинес Батиста дель Мазо (ранее портрет приписывался Диего Веласкесу), 1665. (сс) Wikimedia Commons
Можно бесконечно перечислять великих мастеров — Гойя, Рубенс, Россетти... Кому-то не понравится полнота телес у Рубенса, кого-то оттолкнут выразительные глаза на портретах Россетти. Этот список субъективных претензий бесконечен. Что ж, если человек не видит красоты в конкретном произведении — это его право, с этим ничего не поделаешь.
Но публично заявлять, что другой человек (даже изображённый на картине) «некрасив» — значит демонстрировать отсутствие красоты внутренней, душевной. А это, на мой взгляд, несравнимо хуже любого отсутствия красоты внешней.
Сказано.
P.S. Если вам интересна история моды и костюма — подписывайтесь на мой сайт! Ваши лайки и репосты вдохновляют на новые статьи. А для тех, кто хочет погрузиться в тему глубже, есть специальная страница: https://www.patreon.com/fashionhistory
Больше интересных статей здесь: Красота и здоровье.
Источник статьи: О "некрасивых" на портретах и фотографиях.