Почему мы избегаем фотокамер: психологические корни страха перед фотографированием

Если вы инстинктивно морщитесь или отворачиваетесь при виде нацеленного на вас объектива — это повод прислушаться к своим внутренним ощущениям и понять их природу.

Магия и мистика: древние страхи в цифровую эпоху

С технической точки зрения сделать хороший снимок сегодня проще простого. Современные смартфоны оснащены целым арсеналом функций: автокоррекция кожи, устранение эффекта красных глаз, шумоподавление и интеллектуальная настройка экспозиции. Многочисленные фильтры способны скрыть практически любые недостатки, а неудачный кадр можно стереть одним касанием. В групповых фотосессиях мы и вовсе делаем десятки дублей, чтобы выбрать идеальный вариант. И всё же находятся люди, которые бегут от фотовспышки, словно от опасности.

«Я всегда получаюсь на фотографиях гораздо хуже, чем в реальности, — делится 30-летняя Лиза. — В кадре мое лицо будто застывает с глупым выражением, хотя в момент съемки мне кажется, что я мило улыбаюсь».

Схожие чувства испытывает 36-летний Алексей:

«Я чувствую неловкость, глядя на свои фотографии. Мне кажется, что я выгляжу на них нелепо и совершенно неестественно».

В чём же корень этой проблемы? Психоаналитик Виржини Меггле предлагает своё объяснение:

«Фотография останавливает мгновение, как бы "выключая" в нас жизнь. Тем, кто испытывает дефицит самопринятия, в этом застывшем образе видны в первую очередь собственные недостатки. При этом окружающие зачастую оценивают нас гораздо менее критично, чем мы сами».

Антрополог и философ Люсьен Леви-Брюль описывал суеверный ужас, который фотографирование вызывало у представителей традиционных обществ. Они верили, что снимок может отнять жизненные силы или даже убить, поскольку в нём обездвиживается частица души. Отголоски этих верований живут и в современной культуре, проявляясь в различных обрядах (порчи, сглазы, привороты), совершаемых с использованием фотографий. Именно по этой причине многие до сих пор неохотно выкладывают свои снимки в социальные сети — подсознательный страх магического воздействия через изображение остается с нами.

Существует категория людей, у которых в галерее смартфона хранятся сотни своих фотографий, но в открытый доступ они их не публикуют.

Конфликт образа: почему мы не узнаём себя на снимках

Идея о том, что фотография фиксирует нечто незримое, необъяснимое, существует с момента её изобретения более 150 лет назад. Именно тогда перед человеком остро встал вопрос: «Какой я на самом деле?»

Дело в том, что наше привычное представление о себе формируется, когда мы смотримся в зеркало. Однако зеркальное отражение искажает реальность: родинка оказывается на другой щеке, пробор лежит в противоположную сторону. Фотография же показывает нас с непривычного ракурса — со спиной, которую мы не видим, с теми самыми родинками на «правильных» местах, иногда в неловких или неожиданных позах, особенно если съемка не постановочная.

Подобные открытия могут стать настоящим шоком. Фотография позволяет нам увидеть себя не только изнутри, но и глазами окружающих. Когда эти два взгляда — внутренний и внешний — кардинально расходятся, возникает внутренний конфликт и неприятие собственного изображения. Нам кажется, что на фото мы выглядим хуже, чем в наших собственных представлениях.

Таким образом, если человеку практически никогда не нравится, как он получается на фотографиях, это серьезный повод задуматься: а как он в целом относится к себе, как оценивает собственную личность и внешность?

Психолог Вероника Нуркова утверждает, что полюбить свои фотографии — значит научиться принимать себя разного, со всеми особенностями.

Специалисты сходятся во мнении: если вам нравитесь на разных, даже спонтанных фотографиях, это верный признак здорового самопринятия и любви к себе.

Формальные фото: где скрывается всеобщий страх

Даже если новое поколение снимает себя постоянно и с удовольствием, формальная процедура фотографирования на документы по-прежнему заставляет многих внутренне сжиматься. Неслучайно самые неудачные, по общему мнению, снимки хранятся именно в наших паспортах и удостоверениях. Если вам кажется, что вы полностью принимаете себя на фото, просто вспомните свое изображение 3х4 в водительских правах или служебном пропуске.

«У меня много красивых фотографий, но паспорт я стараюсь никому не показывать. Меня даже не узнают на границе, несколько раз были дополнительные проверки с вопросами. А всё потому, что на фото я похож на испуганного хорька: глаза навыкате, на лбу морщины, выражение лица такое, будто очень хочется в туалет, а фотограф велел сидеть смирно. Кстати, когда я фотографировалась, мне было 15 лет. Сейчас по этому фото мне дают не меньше тридцати, что подтвердил не один десяток людей», — рассказывает Елена.

Психолог Вероника Нуркова объясняет феномен неудачных официальных фотографий их историческим происхождением. Деловая фотография берет начало из тюремной системы, где снимки должны были соответствовать строгим критериям: открытые глаза, уши и лоб, определенный ракурс. Преступники, по свидетельствам, часто кривлялись, пытаясь исказить свои черты и избежать опознания. Отголоски этого подсознательного сопротивления живы до сих пор: во время формальной съемки мы невольно сжимаемся, строим гримасы, словно пытаясь обмануть будущего зрителя. В итоге на документах мы выглядим напряженными, испуганными и действительно непохожими на себя.

Существует один проверенный психологический прием, чтобы сделать хорошее фото на документы: представьте, что за объективом находится ваш любимый или очень близкий, приятный вам человек. Можно даже попросить его встать позади фотографа. Вы удивитесь, как мгновенно преобразится выражение вашего лица.

«Самое удачное мое фото на документы — в водительских правах. Хотя на нем я смотрю не прямо в камеру, а чуть в сторону, будто у меня косоглазие. Да и сделано оно было за 10 минут до закрытия ГАИ. Но я там такая красивая и счастливая! Потому что это был долгий, мучительный день: экзамен сначала не приняли, а потом чудом я получила заветные штампы и прошла все испытания», — делится Лиза.