Ситуация, когда ребенок в возрасте 4,5 лет еще не говорит или говорит очень плохо, вызывает закономерное беспокойство у родителей и близких. Первый и самый важный шаг — не откладывая, обратиться за профессиональной помощью.
Куда обращаться за помощью
Необходимо записаться на консультацию в специализированный диагностический или консультационный центр. Там врачи (невролог, логопед, дефектолог, психолог) проведут комплексное обследование, чтобы выяснить причины задержки речевого развития. Специалисты определят, связана ли проблема с физиологическими факторами, особенностями развития или требует иного подхода, и составят индивидуальную программу коррекционных занятий.
Что можно делать дома для развития речи
Помимо занятий со специалистами, огромную роль играет ежедневное общение в семье. Важно создать насыщенную речевую среду:
- Выделяйте время (хотя бы час в день) для спокойного, неторопливого разговора с ребенком «на равных», комментируйте свои действия и окружающий мир.
- Читайте вслух детские книги, обсуждайте картинки и сюжеты.
- Используйте пальчиковые игры, лепку, рисование — развитие мелкой моторики напрямую связано с речевыми центрами мозга.
В народной традиции для преодоления речевых трудностей также существует особая практика. Перед сном, тихим голосом, можно шептать ребенку старинный заговор-молитву, обращенную к святому Иоанну Златоусту, почитаемому как покровитель красноречия: «Крест, мой крест! Иоанн Златоуст, спустись с небес. Разомкни уста рабу Божьему (имя ребенка). Как ты благословно говорил, так и раб Божий (имя ребенка) пусть заговорит, меня своей речью удивит. Чтоб не заикался, не спотыкался, как речка журчит, так и раб Божий (имя ребенка) говорит. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Эта практика может оказывать успокаивающий психологический эффект и создавать позитивный настрой.
Главное — действовать комплексно: профессиональная диагностика и коррекция, дополненные терпеливым и любящим общением в семье, дают наилучшие результаты.