Почему в школах почти не осталось мужчин-учителей?

В российских школах сегодня наблюдается тревожная тенденция: мужчин среди учителей становится всё меньше. Если раньше, помимо преподавателей физкультуры и труда, можно было встретить мужчин-предметников, то сейчас это становится редкостью. Профессия учителя теряет привлекательность для мужчин, и основная педагогическая нагрузка ложится на женщин.

Почему мужчины уходят из школы?

В отличие от школ, высшие учебные заведения и колледжи не испытывают такого острого дефицита в преподавателях-мужчинах. Причины этого очевидны: во-первых, уровень оплаты труда там значительно выше. Во-вторых, к сожалению, в нашей реальности там зачастую больше возможностей для неофициальных доплат, что в условиях низких зарплат становится существенным фактором. Школа же в материальном плане не может конкурировать с вузами.

Исторический контраст

Интересно, что в дореволюционной России ситуация была диаметрально противоположной. Преподавательский корпус в основном состоял из мужчин, а женщины-учительницы были скорее исключением. Что же изменилось?

Ключевые причины «феминизации» школы

Можно выделить два основных фактора, объясняющих эту трансформацию.

Первый и самый очевидный — финансовый вопрос. В нашем обществе сложился стереотип, что мужчина — кормилец семьи, и его доход должен быть существенным. Зарплата школьного учителя редко соответствует этим ожиданиям, в то время как для женщин низкий доход зачастую воспринимается как более допустимый, хотя и несправедливый, факт.

Второй фактор — изменения в методах воспитания. В 1864 году в России были официально запрещены телесные наказания в учебных заведениях. Многие мужчины того времени, привыкшие к авторитарным методам, возможно, не видели иных способов поддержания дисциплины, кроме физического воздействия. Когда этот инструмент стал недоступен, часть мужчин могла потерять интерес к профессии, и эту нишу постепенно заняли женщины, которые традиционно больше склонны к терпению и уговорам.

Современные вызовы и их последствия

Сегодня ситуация усугубляется. Школьники, чувствуя вседозволенность и безнаказанность, а иногда и сталкиваясь с попустительством родителей, могут становиться настоящими тиранами в классе. Работа учителя превращается в тяжелейший труд, истощающий и физически, и морально. Всё это бремя ложится в основном на женские плечи, которые не всегда могут справиться с агрессией и неуважением. Педагоги часто вынуждены терпеть, закрывать глаза на нарушения, что только усугубляет проблему: дети привыкают к бесконтрольности.

Остаётся лишь сожалеть, что люди, распределяющие государственный бюджет, не всегда осознают масштаб этой проблемы. Ведь инвестиции в качественное школьное образование — это инвестиции в будущее всей страны, а не только в благополучие отдельных семей.

Если вспомнить дореволюционное прошлое, окажется что в те времена ситуация обстояла совсем по-другому. Женщин, работающих учителями, было очень мало. Основную массу педагогической братии составляли мужчины.

Такая смена приоритетов объясняется очень простыми фактами. Во-первых – финансовый аспект. Женщинам в нашей стране позволительно получать мало. Но мужчина не может согласиться на работу в школе за жалкие копейки, он ведь кормилец семьи.

Во-вторых, особенности воспитания. Как известно, в 1864 телесные наказания в школах России были запрещены. Вы думаете, большинство мужчин станет терпеть и уговаривать маленьких нарушителей? Конечно же - нет. А проучить розгами уже нельзя. Вот так и получилось, что женщины приняли этот педагогический груз на себя.

Современные школьники уже давно свыклись с ситуацией вседозволенности и безнаказанности. Дети, склонные к насилию, превращаются в самых настоящих тиранов. Работа учителем становится каторжным трудом, тяжелым не только физически, но и морально. И всё это безобразие ложится на хрупкие женские плечи, которые, зачастую не в состоянии справиться. Учителя терпят и закрывают глаза, дети растут и садятся на шею.

Как жаль, что всего этого не понимают и никогда не поймут люди, распределяющие государственный бюджет. Ведь дача и образование собственных детей гораздо важнее образования целой страны.