И зачем я так страдал (а) из-за школьных оценок? В жизни ведь они так мало значат. Такие прозрения звучат у тысяч, а может, и миллионов людей и их родителей.
Но звучать они начинают обычно спустя годы. А те же ошибки повторяют следующие поколения.
Придя домой с «не той» оценкой, ребенок в лучшем случае увидит упрек в материнских (отцовских) глазах и почувствует, что сегодня его любят не так сильно. В худшем случае его отругают по полной, да еще сравнят с более успешным одноклассником, чего дети не переносят.
Источник фото - Parents.ruНеужели ругающие родители думают, что их поведение вдохновит дочь или сына на учебные подвиги?.. Отнюдь нет. Скорее, они достигнут иных результатов, крайне вредных для дальнейшей жизни ребенка.
- Начну с того, что ребенок, не чувствующий к себе безусловной родительской любви и понимающий, что ее нужно все время заслуживать, в частности, хорошими оценками, во взрослой жизни будет так же относиться и к себе самому. И будет себя любить лишь в случае удачно сложившейся карьеры, личной жизни и так далее.
- Он также может закрыться: прятать от взрослых дневник, вырывать из него компрометирующие страницы. И правды вы не узнаете.
- Если вы не относитесь к оценке как определителю уровня знаний, а хотите увидеть лишь «красивую цифру», ребенок вскоре это поймет. И адаптируется – путем списывания, подхалимажа к учителю, тупой зубрежки материала, который быстро забудет. Лишь бы угодить родителям.
- Еще активнее он будет имитировать высокую успеваемость, если взрослые используют систему бонусов для поощрения. Вред подобной системы и в том, что она формирует у ребенка следующее представление: оценка (а значит и знания) – что-то второстепенное по сравнению с просмотром мультика, обещанным планшетом или путешествием…
Не призываю совсем обесценить оценки (уж простите за тавтологию), призываю перевести негатив в конструктив.
Обратите внимание: Мечтать не вредно?.
Как это сделать?Источник фото - KakProsto.ruПроблема в том, что многие родители рассматривают школьные оценки как некий показатель своего родительского качества. Нужно отказаться от такого подхода. Научитесь отделять личность – свою и ребенка - от результатов его учебы. И даже если вы недовольны оценкой, маленький человек должен услышать посыл: сегодня ты меня не порадовал (а), но я тебя люблю неизменно.
#школьное образование #детская психология #родители и дети
Особо подчеркну: есть смысл бороться за высокую оценку только как показатель знаний, а не атрибут престижности. Поэтому поинтересуйтесь у ребенка, считает ли он, что знал на большее количество баллов. Да, он может быть необъективен к себе, но спросить не помешает.
Если вы полагаете, что отпрыск просто поленился, можете сказать: «Ты можешь ответить лучше - сегодня подготовься к уроку основательнее…»
Но если и это не изменит ситуацию, возможны и другие причины: невысокие способности к определенным наукам, отсутствие интереса к ним, да и учителя – не боги, а люди, и они не всегда объективны.
Вечная классика - картина Федора Решетникова "Опять двойка". Источник фото - сайт Здоровые ДетиДоверительно побеседуйте с ребенком: спросите у него, почему так получается, отражает ли формальный результат его реальные знания, как их можно повысить. В конце концов, хочет ли он исправлять ситуацию? Ведь если ваше чадо, особенно уже не младшего школьного возраста, все устраивает, вам вряд ли стоит на него давить. Лучше вспомните, сколько видных ученых, артистов, политиков выросло из учеников с низкой успеваемостью.
Если уверены, что учитель ведет себя предвзято, полезно встретиться с ним, спросить о причинах низких оценок. Иногда и школу сменить не помешает.
В тех случаях, когда ваш ребенок не вписывается концепцию преподавания: например, он любит выражать личное мнение, а от него требуют общепринятых стандартов. Или он ярко выраженный гуманитарий, а школа – с приоритетом точных наук.
Спокойствия вам, высоких знаний и оценок – вашим детям. Если хотите, напишите в комментариях, как вы реагируете (или реагировали) на оценки. Подписывайтесь на канал!
Еще по теме здесь: Психология.
Источник: Почему вредно и ругать, и поощрять за оценки.